Концерты в Москве

РАЙСКИЙ САД, ГДЕ ЧАСЫ СТОЯТ...

6 апреля, Москва, ГЦКЗ "Россия".

Странная вещь - сразу после концерта ничего не смогла написать. То есть, нет, могла, но, боюсь, вряд ли эти причитания и обращения ко всем известным и неизвестным богам были бы интересны. И уж менее всего - информативны. Честно говоря, такой разбор, как у Игоря (Питерские концерты), мне даже сейчас не под силу. Но по-своему, попробую. По поводу декораций. С ними шоу стало законченным, это правда. Проблема в том, что ЭТО уже было. И - Краснов-то, может быть, и автоцитату пустил (шар в 3-4 метрах от земли на прозрачной трубе), а вот для В.Я. это уже заимствование. И, по-моему, красновская стилистика в этом конкретном шоу тяжеловато смотрелась. Может быть, тут ещё и такой момент отыграл - не совсем освоился В.Я. в них, не очень уютно себя чувствовал, а потому не обыграл всё, что мог (особенно прозрачную трубу - безбожно мало использовал, а ведь потенциал огромный!!!).
Повторюсь - всё это - моё субъективное мнение.

Начало было очень эффектно, - после пролёта В.Я через всю сцену (всё-таки маленький у него плащ, в который он заворачивается, - ноги светятся, эффект внезапности теряется), он медленно отводил в сторону занавес, как будто хозяин демонстрирует гостям своё творение. Собственно, почему "как". Всё так и было, - гостям демонстрировали дитя, и очень хотелось, чтобы оно понравилось так же, как и родителям.

Снова отступление. Очень тяжёлая была публика. Похлопать после песни целых три раза - смертельный напряг. Вот, кстати, и похвастаюсь - своих соседей мне удалось чуть-чуть расшевелить, к концу уже не просто перестали на меня оборачиваться, а да-же в припевах хлопали, а кое-кто даже покрикивать "браво" начал. Я категорически против запрета танцевать!!!!! Это просто хамство. Это хорошо для тех, кто приходит сидеть. Не слушать, не смотреть, не наслаждаться (не говоря уже о со-участии), - сидеть. А потрафлять им - хамство по отношению к тем, кто приходит не "на Леонтьева", а "к Леонтьеву". Ой, как хорошо сказала... Если человек сознательно идёт с пассивным настроением ("развлекайте меня"), это нужно переламывать, а запрет на танцы переламывание превращает практически в непосильную задачу даже для В.Я. А если человек идёт с активным настроем, сидя в окружении пней осиновых может очень "попассивнеть". В конце концов, что скрывать, все мы по уши в комплексах, корнями уходящих в наше счастливое советское детство - "будь как все", "не выделывайся, не вылазь, все молчат, и ты не рыпайся".
Противоречия, несомненно, могут стать катализаторами активности и деятельности, но они очень сильно могут поднять и порог восприятия, что в искусстве неприемлемо. И тем более в коммерческом искусстве, простите за напоминание. Расчёта В.Я. сильно не хватает, трезвого коммерческого расчёта...
Ладно, это, в конце концов, дело организаторов, того же Кары.

На песне "Ты меня не забывай" В.Я., как всегда, побежал в зал вымогать привычного обещания не забывать. Но народ тоже решил порезвиться. Первая девушка, к которой он пристал, сообщила, что пока не определилась. А вторая объявила во всеуслыша-ние, что нет. Он аж подпрыгнул, сказал "только приди ещё ко мне в гости" и побежал на сцену. Мой сосед угрюмо буркнул что-то вроде "за такие бабки в гости не ходят", а в зале посмеялись.
Люди, поздравляю вас всех - В.Я. уже почти совсем выучил слова "Вечной любви", почти не подглядывал. Но, почти. В конце на бис В.Я. выходил всего трижды, впрочем, большинству из присутствующих этого хватило, - народ без особого сопротивления стал расходиться. Странные люди...
По примеру Игоря, решила обратить повышенное внимание на балет. Мальчик из балета, не помню я его, может, новенький, который после песни "Барабан Людвиг" (ПОЧЕМУ ОНА НЕ ВОШЛА В АЛЬБОМ?) самым левым из четвёрки танцевал, - артистичнее всех вместе взятых танцовщиков и танцовщиц. Я не танцую, не знаю, как там с техникой, по-моему, неплохо, но и артист он прекрасный. Конечно, с синхроном у них не очень, на "Тодес" не тянут, но в общем добросовестно сделанные номера. Кстати, Ольга Пушкова, клавишница (если кто не знает) на нескольких песнях отплясывала даже заводнее, чем сам В.Я. Уже кофе себе на сцену не приносила, как в Питере, шикарно отработала. На перечислении "родителей шоу" на сцену вышла Илона Зинурова. Кстати, кто-нибудь мне может сказать - она у В.Я. на ставке или контрактница на постановку шоу только? Она мне и в "Тодесе" больше всех нравилась, и у Пугачёвой на сольнике "Избранное" очень неплохо показалась. Вообще, почему она из "Тодеса" ушла? Я посмотрела - там почти все новые люди...
Общее впечатление от концерта - шикарно!!! И хотя работал В.Я. немножко рывками - когда тяжёлый зал, это вполне объяснимо, - он работал с полной выкладкой. И даже те песни, которые ему явно осточертели (не буду называть, но, кто был, вспомните, а кто не был, обратите внимание в следующий раз, где он начинал разбивать пластическое построение песни коротенькими меленькими пробежками в такт ударным). Это такой "автоплэй" - "вперёд, страус, пошёл; работаем, работаем, работаем" (помните этот мультик?). Очень сомневаюсь, что кто-нибудь из тех, кто пришёл "сидеть", что-то заметил. Это не видно невооружённым глазом, замечают только поклонники да искусствоведы. Да ещё артисты, примеряя на себя. Но...
Несмотря на все эти мелкие моменты, шоу было замечательным!!! Да и все эти "моменты" были замечены только потому, что "звание - Леонтьев" (так называлась одна из статей о В.Я.) ко многому обязывает. Это профессиональный уровень, на котором не должно быть рыжих котов диапазоном в терцию с субквартой. Во всяком случае, они не должны акцентироваться... Мне так кажется.
С этого вечера у меня осталось масса положительных эмоций, новых песен и фраза. "В этой жизни знаешь, я верю я, что есть райский сад, где часы стоят, и не умрёт никто". Да, этот сад на самом деле есть, и мы все побывали в нём благодаря Валерию Яковлевичу. Но после 2,5 часа рая "Секундомер" нашей реальности включился снова, запахивая занавесом будничности безымянную планету с её удивительным хозяином.

PS. И пару слов об альбоме. Вы знаете, никогда раньше мне не удавалось сначала услышать песни живьём, а только потом - в студийной записи. Разница поразительная. Не в пользу студии. Лучше всего на диске звучат вещи, которые широкая публика, как правило, "не просекает" на концерте. В студии нет предощущения разочарования. Наверное, так. А те песни, для которых "нужны глаза" - на диске совсем не то.
Ещё у меня пару вопросов по сведению звука на диске, но это мелочи.
Аранжировки, по-моему, немножко отличаются в некоторых песнях в альбоме и на концерте, но не спрашивайте, какие - не скажу. А, может, и тут всё дело в сведении - что-то чуть громче, что-то чуть тише, вот уже и другой эффект. Сколько раз я читала, что концерт и альбом - "это две большие разницы", но только в этом году ощутила, насколько же это разные вещи!!!...

Екатерина Сидорук
12.04.2001

Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.