Санкт-Петербург - март

19, 21-23 марта 2003 - "Шестая жизнь"


----------------------------------- MarY (www.fiction.nm.ru) -----------------------------------

Практически только что в СПб прошли 4 концерта ВЛ. Около 50% этих мероприятий мне удалось посетить ;-) ... Почему-то сейчас и здесь очень хочется написать - ВСЕ ХОРОШО. Даже лучше :-) Да, это не новое шоу, а про шоу - не шло и речи, это новая программа. И это очень хорошая новая программа, программа со своим именем, со своим настроением, размышлениями и чувствами... И все в этой программе оказалось логично, закономерно и - красиво. "Весна пришла, я приехал, мы снова вместе". Были и песни с грядущего /осеннего/ альбома Юрия Чернавского: "Миллионы ангелов", "Черно-белая любовь", "Мне хорошо с тобой", "Давай, давай"; и песни с нового мартовского альбома : "Шери", "Кленовый лист", "Друзей теряют...", "Яблочное лето", "Сцена" Евзерова; "Лента кино" Муратова, "Пой, сердце" Мисина, "Роза Каира" Брейтбурга, "Настройщик" Крутого, "Мишель" Укупника и "Вечная любовь" /хит всех времен и народов/. Начинает концерт песня "Весна на Заречной улице" /теряюсь как назвать: новая или нет, скорее новая/, следом новинка - "Шестая жизнь" авторов Евзерова и Денисова /очень сильная песня/. Из "старых" песен, т.е. - хитов присутствовали с CD "Августин" песни "Ураган Сюзанна" и "Августин", с CD "КХЛ" песни "Виновник", "КХЛ" и "Ты меня не забывай". А также был отмечен юбилей песни "Птица в клетке" Морозова, записанной 20 лет назад именно в Петербурге /!если бы вы только слышали это исполнение!/. Итого, для любителей статистики /чувствую себя спортивным комментатором/ 23 песни и 3 номера балета, один из которых на мелодию "Дельтаплана". Для любителей мистики: в целом по программе насчитано 4 номера с полетами 8-)
После концертов, после ухода музыкантов и выключения света на сцене, публика упорно не покидала зал, и артисту еще с полчаса приходилось выходить к "благодарным зрителям" :-)
...."Но какой сам артист представляет свою "Шестую жизнь", вы узнаете, только увидев ее собственными глазами".

Порадовало часовое выступление ВЛ на радио-мосте "Балтика - Маяк", порадовало количество передач приуроченных ко дню рождения артиста, вышедших в эфир на этой неделе. На первом месте конечно "Три мелодии для фильма Валерия Леонтьева", программа "Напросились" с его участием, песни "ЧБ любовь" в Утренней звезде и "6 жизнь" в Песне года, и ряд новостных программ так или иначе вспомнивших про 19 марта - все это безусловно было очень приятно и интересно.

----------------------------------- ЛеонтьеведЪ (http://nightself.nm.ru) -----------------------------------

На минувшей неделе Валерий Леонтьев представил публике в Петербурге новую программу. Высказываясь так, я крайне рискую, поскольку, когда в зале погас свет, прозвучали те же аккорды, и тот же танец исполнил балет, а певец, как и прежде, появился на сцене из воздуха.
Однако первым номером раздалась совершенно другая мелодия. Пронзительное и порывистое "Люблю ветер" сменила: легкая и лиричная "Весна на заречной улице". Возможно, что это не в традициях жанра и не в правилах самого певца - выставить в качестве заглавной расхожую мелодию из времен минувших, но именно она задает концерту легкое и светлое настроение, которое неизменно будет чувствоваться по ходу спектакля. Вторая песня - "Шестая жизнь", усиливает и закрепляет прозвучавший тон, в котором органично поется легкая лирика первого блока, завершаемого танцевальной песенкой "Ураган Сюзанна".

И здесь уже привыкших к поданному настроению зрителей ожидает резкий контраст. Во втором блоке прозвучат драматичные вещи, сопровождаемые глубокой актерской подачей, среди которых легкомысленной ноткой напомнит о весеннем настроении "Шери". Однако - режиссер спектакля не даст этому настроению закрепиться, и в конце блока зрители услышат: давнюю и любимую артистом песню "Голос птицы", трагика и аутентичность которой становятся вершиной драматического настроя. Песня явно и контрастно выпадает из блока, но тем более органично ее положение внутри спектакля.

В этом блоке звучат наиболее любимые публикой мелодии и традиционные для певца трагические ноты, и зрители понемногу начинают чувствовать себя вполне привычно, однако - все меняется снова.

Третий блок концерта составлен Леонтьевым в основном из песен Юрия Чернавского, сложная мелодика которых и общий непривычный для певца музыкальный стиль снова совершенно меняют ощущение концерта. Облака расходятся, и светлое настроение полностью захватывает зрителя в песне "Миллионы ангелов" - хор и непривычная слуху полифоничность завораживают и делают настроение концерта абсолютно волшебным.

Лиричная "Пой, сердце" и "Мне хорошо с тобой" органично приводят публику к танцевальному блоку, где звучат легкие и в основном знакомые песни.

Концерт завершает песня "Сцена"; ее сложный и философский ход артист возводит к светлой ноте, поднимаясь в финале ее над залом вместе с балетом и рассыпая вихрь светящихся цветов.

* * *

Песенный материал спектакля - традиционно качественный, хотя, по ощущению, менее сложный: в представленной программе преобладает легкая лирика и совсем немного философских вещей, однако все они достаточно яркие, чтобы занять должное место в спектакле. Самые простенькие - "Шери" и "Яблочное лето"; относительно первой певца можно резонно упрекнуть в использовании стандартного мотива и не слишком осмысленного текста, но шутливая подача песни, возможно, дает понять, что всё это не слишком важно. То же можно сказать и в отношении второй песни, положение которой в завершении танцевального блока и вовсе к сложностям не обязывает.

Певец вновь использовал яркий ход, вставив в концерт одну из лучших песен прошлых лет. Можно, конечно, сказать, что это жест в угоду публике или недостаток свежего репертуара, однако певец исполняет ее с таким проникновением и любовью, что в искренности и органичности песни не приходится сомневаться.

Должен заметить, что несколько мучает слух бесконечно-вечная песня "Каждый хочет любить" и явно вышедший из моды "Августин", но присутствие их среди песен концерта, почти все из которых записаны в прошедшие два года, дает повод думать, что певец имел основание их оставить. До боли жаль некогда красивые и лиричные песни "Виновник" и "Ты меня не забывай", изначальный смысл которых стерся за шесть лет. Возможно, что за такой давностью точки программы, которые они обозначают, пора заменить чем-то другим.

Красивая и солнечная вещь - "Пой, сердце", авторство которой (А. Мисин) наводит на мысль, что эта песня довольно долго дожидалась счастливого часа в студии певца. А настоящая удача - это песни "Миллионы ангелов", "Мне хорошо с тобой" и "Черно-белая любовь", абсолютно новый для Леонтьева музыкальный и текстовый стиль которых по-настоящему ласкает слух.

* * *

Я снова прихожу к мысли, что имеющийся в распоряжении певца репертуар гораздо ниже его вокальных возможностей. Песни со сложной мелодикой Леонтьев исполняет настолько сильно и профессионально, что порой даже его актерская подача уходит на второй план. Необычный тембр и голос певца не только не теряет своих красок, но и, по ощущению, становится еще глубже и еще музыкальнее. Признаться, иногда по ходу концерта возникает грешное желание слушать его с закрытыми глазами.

* * *

Отсутствие декораций чрезвычайно обрадовало меня. Сцене, освобожденной от громоздких и не всегда удачных конструкций, удивительно свободно и легко. Декорации в концертах Леонтьева мне всегда казались препятствием. Есть ощущение, что наименее удачные из них преграждают путь музыке и актерской игре артиста. Четыре осветительные мачты, установленные на сцене, и море освобожденного света создают, на мой взгляд, абсолютно удачную атмосферу для восприятия концерта.

* * *

Подбор костюмов артиста и его балета, разумеется, не испытывал недостатка, и смешение стилей вполне соответствовало весеннему настроению спектакля. Однако в лирическом блоке артист вышел к публике в костюме прошлого года, и я не думаю, что модельер артиста не нашел новой мысли к этим песням: возможно, у артиста были свои режиссерские причины его использовать. Новые песни в репертуаре, разумеется, сопровождали свежие балетные постановки, совершенно разные по сложности и стилю, но особенно удался номер под инструментальный ремикс песни "Дельтаплан", где уже использованная в концерте идея воздушных полетов реализована особенно свободно и остро. Есть ощущение, что более лаконичный и контрастный свет дополнительно подчеркнул бы этот номер.

* * *

Конечно, кто-нибудь резонно возразит мне, что состоявшиеся концерты нельзя уверенно назвать новой программой, а я отвечу, что в этом отношении Валерия Леонтьева подвела: способность слишком быстро меняться. Если бы артист не записывал каждый сезон новые песни и не включал их в концерт, если бы он не ставил к ним балетных номеров, если бы не менял так стремительно стиль музыки и костюма, не искал и не испытывал ничего, а возил бы с собой все это время спектакль, представленный зрителям два года назад, неизменным, как памятник - тогда он, несомненно, поразил бы критиков обилием нового материала. За прошедшие два года певец настолько преобразил форму и содержание концертов, что настало время изменить им название. И он его изменил. Такие же превращения, кстати, испытывали многие программы певца, например, "По дороге в Голливуд", которая в течение трех лет приобрела новое содержание и совершенно другой смысл. По ощущению, представленные в Петербурге концерты намного более продуманы и решительны, чем премьера 2001 года. "Гармония в том и состоит, - написано в аннотации программы, - чтобы уметь соединять несовместимое, видеть тайное и радоваться самым обычным вещам".

* * *

Не стоит и упоминать о том, что билеты в кассах исчезли за две недели до первого концерта. Зал был до отказа полон, и зрители аплодировали артисту стоя - абсолютно все, и долго еще не желали расходиться после концерта, бессчетно вызывая певца на поклоны.

* * *

Честно говоря, не знаю, что это было - следующая жизнь, или настоящая, где мы давно и неизменно любуемся творчеством певца, или, может, это взорвалась и стала звездой Безымянная планета, а может быть - просто внезапно наступила весна. Одно известно точно: творчество Валерия Леонтьева удивительно, неисчерпаемо и никаким временам не подвластно.

Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.