Самара

24 сентября 2002 - "Избранное"


----------------------------------- Наталья Краснова -----------------------------------

ПОВЕЛИТЕЛЬ СТИХИЙ

Он вернулся. Но не январским снегом и не дождем в июле. Он вернулся в Самару в сентябре и нарушил привычный ход времен года. Он ворвался в город шквалистым ветром и неистовым ливнем с громом и молнией. Двумя днями ранее на дворе стояла унылая, промозглая поздняя осень. Накануне знаменательного события внезапно стало по-летнему тепло и солнечно. А 24 сентября установилась изнуряющая жара и откуда ни возьмись налетел стремительный ураганный ветер - словно предвестник скорого прибытия того, кто так самозабвенно поет о своей любви к этому метеорологическому явлению.
Но вот и наступил долгожданный вечер. Ветер-хулиган безжалостно рвал цветы из рук и бросал в лицо пригоршни пожухлых листьев. С неба упали первые капли дождя, и фойе цирка стало быстро заполняться людьми. Все стремились попасть внутрь до того, как погода испортится окончательно. Многие сразу же прилипали к буфетным стойкам и набрасывались на имевшиеся там продукты питания, будто всю неделю до этого сидели исключительно на хлебе и воде. Иные доводили себя до кондиции горячительными напитками - наверное, чтобы облегчить восприятие слишком сложного для понимания музыкального материала. Из-за закрытых дверей зрительного зала доносились звуки репетиции. Валерий Яковлевич пел о любви к ветру.
Когда зрителям, наконец, было позволено пройти в зал и занять свои места, выяснилось одно неприятное обстоятельство. Аншлага не было. Такого количества пустых кресел на концерте Леонтьева мне никогда еще не доводилось видеть. Собственно говоря, этого и следовало ожидать. Но дело тут не в том, что самарцы вдруг резко охладели в своих чувствах к певцу. Вовсе нет. Всему виной плохо организованная рекламная кампания.
Несмотря на то, что афиши начали появляться в Самаре довольно-таки рано - за месяц до концерта, - мало кто из потенциальных зрителей имел возможность их увидеть, поскольку развесили их в самых неподходящих для этого местах. Вид у наглядной агитации был убогий до невозможности: прошлогодние афиши с ярко-рыжей люминесцентной краской были урезаны до одной трети их первоначального размера, в результате чего из всех слов на них остались только имя и фамилия певца. Взамен обрезанной устаревшей информации сверху от руки были дописаны новые данные, а именно: дата, время и место проведения концерта. Эти, с позволения сказать, шедевры полиграфического искусства мозолили глаза жителям "спальных" районов и непросыхающим алкашам с близлежащих заводов, предпочитающим отдыхать после "трудов праведных" на скамейках автобусных остановок. В центре же, в деловой части города по-прежнему красовался "растроИвшийся" Игорь Николаев, заставляя даже кристально трезвых прохожих испуганно жмуриться и напряженно вспоминать, а не принимали ли они случайно на грудь чего-нибудь лишнего. Через какое-то время на здании цирка появилась вполне приличная афиша, сообщавшая о том, что Валерий Леонтьев выступит в Самаре с новой программой "Вспоминай меня всегда+" Такая вот неожиданная вариация на тему - "Ты меня не забывай", только другими словами. Оригинально, ничего не скажешь. Только вот сдается мне, что название это гораздо больше подошло бы для прощального концерта перед выходом на пенсию, а никак не для очередного гастрольного тура артиста, находящегося в расцвете творческой активности. За неделю до концерта афиши наконец-то появились и в центре Самары, причем не такие убогие, как раньше, а самые что ни на есть свежие - портреты Леонтьева в имидже от Сергея Зверева. Одновременно на местном ТВ стал мелькать рекламный ролик, только почему-то на канале, который не везде доступен и по этой причине не может похвастаться обширной зрительской аудиторией. Так что опять же отдача от рекламы была минимальной. Слыханное ли дело - в день концерта в кассах можно было спокойно купить билеты. Обычно они исчезали уже за неделю до начала гастролей.
Как ни странно, мои призывы в Интернете возымели кое-какой эффект, и некоторые земляки узнали о предстоящем концерте именно из гостевой официального сайта. И все же многие потенциальные зрители так и не попали на концерт - и это при том, что цены на билеты были самыми доступными на фоне остальных гастролеров. Обидно+
Представление началось позже, чем обычно - с опозданием не на 10, а на 20 минут. Видимо, чтобы зрители не слишком скучали в ожидании начала концерта, их решили немного "потравить" дымом. Справедливости ради нужно отметить, что дым был не таким противным, как в 2000 году, но все равно приятного в таком вот окуривании было мало. Я уже начала подумывать о том, не придется ли мне назвать свой отчет "Уморенные дымом-2: А мор все продолжается+" В довершение к этому из динамиков вдруг рявкнул грозный мужской голос, предупреждавший о том, что все виды фото- и видеосъемки запрещены. Некоторые зрители от неожиданности аж подпрыгнули на месте, и просто удивительно, что ни у кого при этом не случился инфаркт. Как бы то ни было, газовая атака доконала даже самых невозмутимых, и народ стал проявлять признаки нетерпения: свистеть, хлопать, а наиболее отвязанные скандировать: Валера! Валера!
Но вскоре свет погас и действо началось. На арене появились призрачные фигуры в белых одеяниях участники балета Опасные связи , а в зрительном зале развернули бурную деятельность представители службы охраны. Нашему сектору под номером один достался самый нервозный и неугомонный секьюрити. Он то и дело сновал туда-сюда вдоль первого ряда, загораживая обзор тем, кто сидел в непосредственной близости от арены (а мы с подругой оказались в числе этих счастливчиков ). Когда наше возмущение достигло предела и мы уже собирались пригрозить ему судебным разбирательством по вопросу причинения морального вреда, он, наконец, перестал мельтешить перед глазами и обосновался в проходе между первым и восьмым сектором. Можно было начинать наслаждаться концертом+
Как и следовало ожидать, открывала представление песня Люблю ветер с подобающим антуражем в виде полетов на лонжах. Затем маэстро обратился к публике с приветственной речью о разнообразии форм проявления любви и ее объектов, но приглашения провести с ним два часа на безымянной планете не последовало. Отсюда напрашивался вывод, что от Безымянной Планеты остались рожки да ножки и концерт будет представлять собой винегрет из обрывков старого шоу и набросков нового.
Однако в действительности дело обстояло не совсем так. Программа незначительно отличалась от прошлогодней, но вместе с тем производила впечатление еще более зажигательной, танцевальной, экспрессивной. Канули в прошлое песни Безымянная планета , Секундомер , Волчья страсть , Рыжий кот , Не бойся вспоминать меня , Там, в сентябре и Зеленый свет в современной аранжировке. Остались в строю уже упоминавшаяся Люблю ветер , Пароход , Ураган Сюзанна , Мишель , Мэрилин , Настройщик , Une vie d amour , Сцена , Если ты уйдешь , Банановая республика , До свиданья, Килиманджаро , Августин , Каждый хочет любить , Ты меня не забывай , Виновник .
Последние три песни из вышеупомянутых, пережившие уже две программы и эксплуатируемые сверх всякой меры, потихоньку начинают приедаться (мягко говоря). Вполне понятно, что Виновник и Ты меня не забывай удачные фишки , призванные позабавить публику и установить более тесный контакт со зрительным залом. Но как-то не верится, что для этой цели нельзя приспособить какие-нибудь более свеженькие вещицы. Кстати, одна из самарских зрительниц проявила инициативу и немного отошла от привычного сценария. Сначала, когда Валерий спросил, будет ли она его помнить, дама ответила: Всегда . А на просьбу сказать это громче с силой выдохнула: У-у-у!!! Леонтьев аж отшатнулся от нее, картинно морщась и прижимая ладонь к пострадавшему уху.
С дарением автографа в Виновнике все прошло как по маслу, реплики ни на йоту не отличались от всем известного образца. А вот в номере Каждый хочет любить видоизменилась одна-единственная реплика. Когда Валерий спрашивает своих танцоров, где они были, вместо ночного клуба в вопросе теперь фигурирует сауна . Прогресс налицо!
По сравнению с прошлым годом в программу добавились три новые песни, но настоящей премьерой можно назвать лишь одну из них Миллионы ангелов . Это потрясающе красивое лиричное произведение с нежной завораживающей мелодией, будто струящейся из самой глубины сердца. Валерий Яковлевич исполнил его, раскачиваясь в вышине на цирковых качелях. Великолепный номер! Честно говоря, никак не ожидала подобной музыки от Чернавского.
Давай-давай тоже можно назвать премьерой, но с небольшой натяжкой: все-таки премьерный показ состоялся в Юрмале два месяца назад. Что интересно, в живом исполнении эта песня производит более благоприятное впечатление, чем при просмотре по телевизору. Главное исполнить ее в нужный момент и в нужном месте (то бишь в цирке). Она очень ритмичная, танцевальная, и на арене цирка смотрится просто здорово. Кстати, и новая прическа маэстро гораздо лучше смотрится вживую. Телеэкран ее ужасно уродует; в действительности же все не так страшно, как кому-то могло показаться.
Третье из предпринятых в программе нововведений Роза Каира уже достаточно раскрученная песня, много раз демонстрировавшаяся по ТВ. Но опять же оценить по достоинству все великолепие костюмов, восточную пластику танцовщиц и оригинальность идеи с распускающимися цветами можно только на живом концерте.
Как ни странно, Валерий Яковлевич не счел нужным объявить автора новых песен Давай-давай и Миллионы ангелов и ни словом не обмолвился о записи нового альбома с Юрием Чернавским. Обычно же он всегда акцентировал внимание публики на композициях, появившихся в его репертуаре совсем недавно, и обязательно упоминал имена их создателей. Честно говоря, мы ожидали от артиста исполнения целого блока новых творений Чернавского, учитывая тот факт, что в гастрольный тур по Поволжью он отправился, едва успев вернуться из США, где проходила запись свежеиспеченного альбома. Однако этого не произошло. И, по моему скромному мнению, это даже к лучшему+
Перед началом концерта, увидев разложенные за динамиками белые листы, мы было подумали, что это шпаргалки к новым песням, слова которых артист еще не успел выучить. Оказалось, это и впрямь были шпаргалки, но+ к Une vie d amour . Вот уж сюрприз так сюрприз! Год назад певец исполнял эту вещь по памяти, никуда не подглядывая. Или просто тогда шпаргалки были лучше спрятаны?..
Отсутствие в программе новой композиции Руслана Муратова Лента кино ( Свет неземной ) тоже несколько удивило. Зато неожиданно восстала из пепла другая песня того же автора Девять хризантем . И оказалось, народ уже успел по ней соскучиться! С первых аккордов к арене со всех ног кинулись обладательницы букетов с хризантемами (те, кто еще не успел вручить их на предыдущих песнях).
К слову сказать, цветов в этот раз было не просто много, а очень много. На артиста обрушилась лавина цветов (тоже своего рода природный катаклизм), и за весь вечер он насобирал их столько, сколько не всегда увидишь разом в каком-нибудь цветочном павильоне средней руки. Некоторые почитатели таланта умудрились сделать по два-три подхода с цветами не в том смысле, что первые попытки заканчивались безрезультатно, а в том, что люди принесли с собой не по одному, а по нескольку букетов, и дарили их по очереди. Благо, охрана не чинила особых препятствий и позволяла подходить к арене в проходе между двумя центральными секторами.
После каждой песни в зале включался свет, и артист подходил к барьеру принимать подношения. В этот раз Валерий Яковлевич не раздавал поцелуи налево и направо, как в прошлом году, а ограничивался словами благодарности. Все же одна дама умудрилась добиться привилегии чмокнуть маэстро в щечку, проявив завидную настойчивость. Отдав свои цветы, она не ушла, а неподвижно застыла напротив певца, явно чего-то выжидая. Тот, в свою очередь, удивленно взирал на нее и тоже не двигался с места. Поняв, что никто ей не поможет, кроме нее самой, дама взяла инициативу в свои руки и, перегнувшись через барьер, запечатлела на щеке артиста вожделенный поцелуй. После этого Леонтьев заметил: Так бы сразу и сказали, а то я не пойму, в чем дело+
Взяв цветы у одной маленькой девочки, маэстро в знак признательности застыл на барьере в коленопреклоненной позе. Ребенок тоже замер, словно зачарованный, во все глаза глядя на дядю Валеру и, по-видимому, недоумевая, что же следует делать в такой ситуации. Пауза затягивалась. Леонтьев не двигался, девочка тоже, публика от души веселилась. Неизвестно, сколько бы еще могла продолжаться эта игра в стиле замри-отомри , если бы артист, наконец, не соизволил выйти из образа. Расколдованный ребенок тотчас же сбросил оцепенение и направился к своему месту.
Забавный эпизод приключился во время исполнение танца с молниями . Пока крепко сбитый мОлодец из Опасных связей , вскочив на барьер, развлекал публику в нашем секторе элементами стриптиза, одна женщина с первого ряда незаметно для охраны прокралась к его шапке, лежавшей чуть поодаль, и положила туда 10-долларовую банкноту. Через какое-то время, взяв обратно свою шапку, танцор обнаружил там подношение и гордо продемонстрировал его всему залу. Кстати, в вышеозначенном танце появилось новшество своеобразная заподлянка для зрителей. В самом конце номера пареньки извлекли из карманов небольшие мешочки и вытряхнули в воздух их содержимое белый порошок (надо думать, тальк, а не споры сибирской язвы). Зрители, не ожидавшие от выступающих подобной пакости , начали фыркать и отмахиваться, гадая, какие же еще испытания, помимо газовой и бактериологической атаки, им предстоит пережить до конца представления+
Но больше никаких пакостей не было. Было море улыбок, танцев и веселья. Два часа пролетели, словно двадцать минут даже еще быстрее, чем обычно, - и наступил грустный миг прощания. Исполнив Сцену , артист взмыл под купол и осыпал арену разноцветными фантиками. Все закончилось настолько молниеносно, что мы даже не успели как следует расстроиться по этому поводу. Было три стандартных выхода на бис . Внепланового четвертого раза, как в прошлом году, зрители так и не дождались. Еще не отгремели последние овации, часть публики еще продолжала стоять плотным кольцом вокруг арены, а группа Эхо уже вышла на площадку в рабочих костюмах и начала разбирать аппаратуру.
Очутившись на улице, мы не поверили своим глазам. Там лил сильнейший ливень, грохотал гром, небо озарялось синими вспышками молний. Оказалось, что все то время, пока шел концерт, снаружи бушевала гроза. Настоящая летняя гроза мощная, сокрушительная, ослепительная, - которая этим летом почему-то упорно обходила Самару стороной, а вот в сентябре взяла да и нагрянула.
Уже на следующий день в наш город после короткого тайм-аута опять вернулась унылая холодная осень. Ничто не напоминало о вчерашнем разгуле стихии будто и не было никаких ураганов, ливней и гроз. Покидая город, творец природных катаклизмов по имени Валерий Леонтьев забрал их с собой. Но он обязательно вернется. Интересно, чего нам ждать от него в следующем году? Землетрясения? Маловероятно: оно уже было в 2000 году, как раз во время концерта, а ведь всем известно, что маэстро не любитель оглядываться назад. Тогда, быть может, наводнения?.. Цунами?.. Извержения вулкана?.. Приезжайте скорее, наш неистовый Повелитель стихий! Мы готовы к новым катаклизмам. Мы ждем вас!

Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.