"Комсомольское знамя"
  11.09.1985 г.
  Ю. Александров
  Прислала Татьяна Пережогина

Премьеры Валерия Леонтьева

"Муза", "Диалог", "Премьера" - такие названия носят диски, на которых записаны песни в исполнение известного советского эстрадного певца Валерия Леонтьева. Диски-гиганты Леонтьева вышли в 1985 году. Три "гиганта" в год - лучшее свидетельство устойчивой популярности артиста. А в названиях дисков как бы прочитывается творческое кредо Леонтьева: каждое своё выступление он стремиться превратить в диалог со зрителями, он непрерывно пробует разные варианты исполнения песен (и уже знакомых зрителю, и новых) что превращает его практически каждое выступление в премьеру.

Путь Валерия Леонтьева на эстраду был непрост. Двадцать лет назад выпускник школы из Коми АССР приехал в Москву поступать на актерский факультет Государственного института театрального искусства. Но поступать не стал: по собственному признанию испугался. Испугался других абитуриентов, которые выглядели увереннее в себе, этакими готовыми театральными "звездами". Вернувшись из Москвы, Леонтьев пошел работать сначала на стройку, потом на кирпичный завод, потом на льнопрядильную фабрику. Через два года поступил на вечернее отделение горного института и спустя какое-то время устроился электриком в воркутинский Дворец культуры шахтеров - чтобы, как он сейчас признается, быть поближе к самодеятельному искусству и коллективу, в котором занимался несколько лет. Тогда, собственно, и родилась мечта сделать песню главным делом жизни. В 1971 году представилась хорошая возможность проверить себя: в Коми АССР был объявлен конкурс республиканской художественной самодеятельности, и среди пятнадцати победителей оказался Валерий.

Эти пятнадцать юношей и девушек получили направление в Москву, во всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Здесь, в течение года артисту делают профессиональный эстрадный номер, от начала до конца - от репертуара до костюма. В Коми АССР группа вернулась готовым творческим коллективом, влившимся в состав Сыктывкарской филармонии. Начались поездки по республике, концерты перед оленеводами, строителями, шахтерами. А для самостоятельного Леонтьева начались трудные поиски своей, только ему присущей манеры, собственного творческого лица. Хотелось быть непохожим на других, сказать что-то новое. Размышляя об этом периоде жизни, Леонтьев говорит: "Чтобы стать любимым слушателями, популярным, нужна, помимо всего прочего, систематическая учеба, накопление информации в интересующей тебя сфере. В итоге возникает то, что я назвал бы профессиональной готовностью к приходу успеха. Но, чтобы он пришел непременно, нужен, конечно, счастливый случай".

Таким случаем стала для Леонтьева встреча с популярным московским композитором Давидом Тухмановым. Правда, почву для "Счастливого случая" подготовил все же сам Леонтьев, когда в 1979 году отправился на свой страх и риск в Ялту, на конкурс молодых исполнителей эстрадной песни. "Когда я решился ехать на конкурс, думал: себя не покажу, так хоть и на людей посмотрю, - вспоминает певец, - но все-таки было и ожидание удачи, надежда на чудо. А вдруг и я стану известным, знаменитым." И чудо случилось: мало кому известный до этого певец из далекой северной автономной республики получает первую премию, удивив жюри и зрителей своей современной творческой манерой. Им сразу заинтересовались композиторы, и среди них - Тухманов. "Музыка Тухманова и моя исполнительская индивидуальность будто давным-давно ждали встречи, - говорит Леонтьев. - Один за другим у нас стали получаться яркие песенные номера. Да и вообще, Давид Тухманов очень много сделал для меня. Буквально за руку привел на радио, телевидение, столько сил и нервов вкладывал в каждую песню, над которой мы вместе работали! Работа с ним - великолепная профессиональная школа".

Сам Тухманов вспоминая о начале сотрудничества с Леонтьевым, подчеркивает, что певец заинтересовал его как великолепными вокальными данными, так и трудолюбием. В союзе Леонтьева с Тухмановым начала выкристаллизовываться творческая манера певца, которая так привлекает сегодня слушателей. Это - стремление превратить каждую песню в драматическую миниатюру, использовать все вокальные и музыкальные нюансы, сценическое движение, костюм для создания эстрадного образа. Успешность поисков засвидетельствовали победа на международном конкурсе песни "Золотой Орфей" в Болгарии, где Леонтьев исполнил тухмановский "Танцевальный час на солнце", продолжительные гастроли по стране, выступления с аншлагами в крупнейших залах Москвы, Киева, Ленинграда.

Плодотворным оказался творческий союз Леонтьева и с другим известным композитором - рижанином Раймондом Паулсом. Если в композициях, подготовленных на основе творчества Тухманова, много драматизма, эмоциональной напряженности, то в песнях Паулса на первом плане - лирическое начало, праздничность, легкость в лучшем значении этого слова. Охотно работает певец и с молодыми композиторами: так, диск "Премьера" состоит из композиций, сочиненных лауреатом премии Ленинского комсомола ленинградским автором Александром Морозовым.

Для эстрады певец в последние годы подготовил несколько сольных концертных программ. "Я - просто певец" - программа, насыщенная жизненным драматизмом, напряженная, импульсивная. "Наедине со всеми" - более праздничная, жизнеутверждающая. А впереди первый песенный спектакль, в его центре будет судьба артиста одной из развивающихся стран, который ищет своё место не только в искусстве, но и в жизни (сценарий спектакля пишет известный советский поэт и публицист Виталий Коротич). Задумана ещё одна работа - музыкальный спектакль по мотивам знаменитой сказки Редьярда Киплинга "Маугли". Валерий до сих пор помнит, что в детстве, его, кудрявого, живого, энергичного мальчика, дразнили "Маугли". А теперь он хочет сыграть эту роль в музыкальном шоу, которое, может быть, станет его дипломной работой в Ленинградском государственном институте культуры, где артист получает профессию режиссера.

-В детстве я читал много фантастики, - говорит Леонтьев. - Больше всего интересовали книги, где речь шла о будущем человечества - о светлом мире без войн, лишений страданий. Я верю в это. И на своих концертах стремлюсь погрузить зрителей в атмосферу добра, светлых чувств. В том же "Маугли" главное для меня - идеалы справедливости и добра.



Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.