Газета "Молодая гвардия"
  14.04.85 г.
  О. Кутурцева
  Прислала Татьяна Пережогина

Мы все скажем своими песнями

(Беседа с молодым киевским композитором Владимиром Быстряковым)

- К Всемирному фестивалю молодёжи и студентов который через несколько месяцев состоится в Москве, Вы вместе с Валерием Леонтьевым готовите мюзикл "Капля меда". Пожалуйста, расскажите об этом поподробнее.

- Есть такая притча. Однажды горец попал на большой базар. Ходил, присматривался, приценивался. И не заметил, как на руку упала маленькая капля янтарного меда. Через минуту на ней село оса. За осой метнулся озорник-кот, который ударил осу лапой. За котом, раскатисто лая, погнался большой пес. Поднялся шум. На защиту животных стали их хозяева. Началась перепалка, которая привлекла внимание других людей. Возникла драка, которая скоро переросла в настоящую резню. А с чего все началось? С маленькой ароматной капли. Вот так начался большой конфликт. На мой взгляд, главный и единственный правильный вывод этой притчи: каждая капля какого угодно меда не стоит и полкапли пролитой за нее человеческой крови.

Вот так, с помощью стародавней притчи, мы пытаемся выйти на общечеловеческую, глобальную проблему.

- Значит, идея Вашего спектакля "Капля меда" - призыв к людям разных стран жить в мире?

- Именно так. Может, кого-то удивит необычная форма этого призыва. Но мы стремимся поставить и показать острейшую проблему современности, - угрозу ядерного конфликта между государствами - не через декларативные песни, а раскрыть моральную суть такой катастрофы, доискаться до ее истоков. Стихи к мюзиклу написали поэты: москвич Наум Олев, и киевляне Роберт Ваккерс и Андрей Дмитрук. В программе также использованы некоторые известные стихи Виталия Коротича.

- В Вашем спектакле большое место отведено таким жанрам, как пантомима, балет.

- Абсолютно правильно. Подготавливая и насыщая практические номера, мы постоянно помним, что гости московского фестиваля молодёжи и студентов будут представлять большое количество разных стран мира. Ведь для них язык движений и жестов скажет гораздо больше, чем длинные речи. Поэтому в программе примет участие балет Хмельницкой областной филармонии "Троянда" под управлением Андрея Коренева, Одесский театр "Эстрадный гротеск" и верный спутник Валерия Леонтьева - вокальная и балетная группа "Эхо". Режиссуру спектакля осуществил Киевлянин Александр Левин.

- В центре спектакля главный и единственный солист. Это Валерий Леонтьев. Чем это обусловлено?

- Его герой в мюзикле "Капля меда" - это человек-обощение. Это Орфей всех времен и народов. Он участник, свидетель и комментатор многих исторических событий, конфликтов между разными социальными слоями. Действие перенесет зрителей в разные эпохи: от времен японских самураев и французского бонапартизма до Америки начала ХХ столетия и космического полета современности. Но речь пойдет о заветном: о способности и необходимости сохранить в себе человечность, чистоту, доброту.

Валерий Леонтьев - человек огромных актерских способностей. Если бы меня спросили, кто он больше, актер или певец, не задумываясь ответил бы: "Актер!" Слушая его, всегда наблюдаешь, как рождается дитя песни - ее художественный образ. У героя такого лирического произведения появляется своя судьба, биография, характер и удача. Такой герой становится живым, конкретным человеком, с которым можно даже подружиться.

Поэтому, как композитор, который работает с талантливым исполнителем, я постоянно искал и ищу интересный темпоритм музыки. Меня не покидает страх в таком случае сбиться на эклектику. Но большое место в нашей работе мы отводим музыкальной драматургии.

Уверен, что и после того, как "Капля меда" (в отрывках или полностью) будет показана на фестивале, наша совместная работа над мюзиклом не закончится.

- С Леонтьевым Ваше сотрудничество продолжается уже несколько лет. Вы записали более тридцати песен. Интересно, с чего и как началось знакомство?

- С телефонного разговора. Мы друг друга не знали. Я видел певца на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен стран Социалистического содружества. Тогда, в Ялте, никому не известный певец Валерий Леонтьев получил Гран-при. Прошли годы. И мы встретились: я предложил Валерию посмотреть новую песню "Куда уехал цирк?" Предложил именно ему: слышал, что артист исполняет песни народа Коми, интересно импровизирует фольклорные мотивы, имеет в творческом арсенале и классику стиля "кантри", и современные эстрадные песни. И в каждом из этих произведений Валерий чувствовал себя непринужденно, свободно. Песня "Куда уехал цирк?" ему понравилась. Итак, поздно ночью меня разбудил телефонный звонок: "Володя, прости, - сказал он, извиняясь, - но эта песня не даёт мне покоя. Мы должны ее записать, и немедленно!"

- Сейчас многим поклонникам эстрадной песни широко известен творческий дуэт Быстряков - Леонтьев. Если у Вас свой, Ваш поэт? Поэт - единомышленник.

- Прежде всего, это киевлянин Александр Вратарев, который написал целый ряд стихов для наших песен, таких как "Цирк возвращается", "старый город в ритме дождя", "почти забытый мотив", "Найти свою песню", "танцы", "Продавец шаров". Когда-то Валерий Леонтьев сказал мне, что безгранично верит каждому слову поэзии Вратарева. А ещё нашими единомышленниками считаю поэтов Андрея Дмитрука и Наума Олева. С последним мы записали цикл песен для телефильма "Последний довод королей"



Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.