Звездная гостиная

ЗВЕЗДНАЯ ГОСТИНАЯ 15 АВГУСТА: ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
Ведущая - Оксана Таран
15 августа 2000 г.

часть 1 (8.1 Мб)
часть 2 (8.4 Мб)

Добрый вечер, дорогие друзья. Вы слушаете "Маяк". И я приветствую всех тех, кто настроил именно в это время свои радиоприемники на нашу волну. В эфире программа "Звездная гостиная". Мой гость - Валерий Яковлевич Леонтьев, народный артист России. Здравствуйте.

Валерий Леонтьев. Фото из архива артиста ЛЕОНТЬЕВ: Здравствуйте, Оксана. Здравствуйте, дорогие, любимые слушатели "Маяка". И мне очень приятно произносить эти слова. Это не дежурная фраза, с которой гость начинает эфир, действительно это так, потому что я смотрю на эти стены, на эту студию, и у меня такое ощущение, что я не был здесь лет 10, как минимум, да? Наверное, примерно так оно и есть.

Я действительно очень Вам благодарна и признательна за то, что Вы нашли время и приехали к нам в гости, и, пользуясь случаем, наверное, от всех, кто слушает и сегодня и вообще слушает "Маяк", от имени всех радиослушателей я хочу признаться Вам в любви. Мы действительно очень Вас любим и вдвойне рады, что можем побеседовать и поговорить и том, что Вам интересно, что волнует Вас и что волнует нас. Я хотела бы спросить, у меня есть такая рубрика в программе, я ее называю так: "Только хорошие новости", потому что ну сложно и у всех есть проблемы. И когда мои гости начинают задумываться о том, что бы такое сказать, какие только хорошие новости, оказывается, их так много. Так вот, самые-самые лучшие новости.

ЛЕОНТЬЕВ: Да у меня всегда хорошие новости. Когда у меня появляются плохие новости, я о них никому не рассказываю. А для того, чтобы не увеличивать сумму всяких неприятных, негативных ощущений, которые мы все, живя, идя по этой жизни, и так получаем каждый день сполна с утра и до поздней ночи, поэтому я всегда говорю только о хороших новостях. У меня все хорошо, как всегда. Работаю, езжу, бесконечные гастроли, чемоданы, сумки, поезда, самолеты, машины, вокзалы, ожидания, гримерки.

Расставания.

ЛЕОНТЬЕВ: Расставания.

Обещания.

ЛЕОНТЬЕВ: Встречи, обещания, выполненные, невыполненные, все что угодно. Пишу новый альбом, который надеюсь выпустить до нового года, собираю новое шоу.

Ну вот видите, какие прекрасные новости. Обо всех по очереди и понемножку, ладно, если позволите?

ЛЕОНТЬЕВ: Хорошо.

Есть новая работа над новым диском. Есть проект большого шоу. Я понимаю, что это очень сложно. Вы ведь очень, насколько я знаю, требовательны и к музыке, и к стихам, и совершенно случайно они не попадают ни в диск, ни в концертную программу. Это очень строгий отбор. Вы выступаете как самый главный режиссер, и всегда есть, вот я это всегда чувствую, просто в минуту, есть центровая песня, от которой Вы отталкиваетесь. Просто диск выстроен по законам, железным законам драматургии. Я уж не говорю о шоу. Плюс еще, естественно, шоу, которое рассчитано на Вас как на актера. Актер, музыкант и певец.

ЛЕОНТЬЕВ: Это так. Ответственность - вот это самое слово, которое никак не меняется с течением лет; ответственность человека, который выходит на сцену или выходит в эфир - она тяжким грузом всегда лежит, потому что я делаю свою программу, я записываю свой диск или кто-то помогает мне, или кто-то направляет меня в этом действии, но спрос все равно будет с меня, поэтому ответственность лежит на мне в любом случае. И, конечно же, собираю репертуар, и будь это диск, будь это концертная программа, я должен чувствовать себя уверенно и комфортно в том, что я делаю. Если у меня присутствует на сцене это ощущение комфорта и правоты, убежденности в том, что я делаю, то я имею право рассчитывать на то, что и зрителю будет интересно, и комфортно, и любопытно: что же произойдет в следующие 5-10 минут?

И в программе "Звездная гостиная" - песня Валерия Яковлевича Леонтьева, Руслана Горобца и Николая Денисова "Бездомная любовь".

(песня)

Внутренний режиссер крепок и деспотичен, да, насколько я понимаю?

ЛЕОНТЬЕВ: Да. Да, случаются такие вещи, например, когда в программе появляется номер, насоветованный кем-то, так сказать, навязанный. Вот возьми, вот возьми, попробуй.

Вы податливы в этом смысле, Вас можно убедить?

ЛЕОНТЬЕВ: Да, да, да, конечно.

Да?

ЛЕОНТЬЕВ: Я пробую, я это делаю. И если вижу, что он не приживается, естественным образом отторгается, приходится расставаться с этим материалом.

Последний диск, каким он будет?

ЛЕОНТЬЕВ: У меня пока есть материала гораздо больше, чем на диск, то есть на три диска.

На двойной? На тройной?

ЛЕОНТЬЕВ: На три, да, на тройной есть. Это хорошо. Пусть пока так и будет. А поближе к осени я сориентируюсь, что исключить, а что оставить. Но такая фамилия - Руслан Муратов. Руслан работает музыкальным руководителем у меня уже много лет.

Много лет, да.

ЛЕОНТЬЕВ: Да. И его песенка крутилась долгое время, "Девять хризантем". И потом была пауза, он как-то, так сказать, собирался с силами. Потом мы говорим: Боженька прикоснулся, вдруг пошло. И много будет песен на диске Руслана. Буквально недавно сделали премьеру клипа "Августин". Это тоже песня Руслана Муратова на стихи Александра Маркевича "Августин". И будет еще несколько песен, пять или шесть, Руслановых в этом альбоме. Этот альбом будет полегче. Вот диск "Каждый хочет любить" с музыкой Владимира Евзирова, он все-таки исповедальный характер носил. Там была поэзия прекрасная.

Тяжело прикасаться к этой поэзии. Это я Вас понимаю. Есть, как Вы говорите, доля ответственности, или мера ответственности в том, к чему ты прикасаешься. Ведь и Ахматова у Вас звучала очень светло.

ЛЕОНТЬЕВ: Блок там был.

Блок, Бернс.

ЛЕОНТЬЕВ: Цветаева.

Цветаева. То есть все имена, к которым музыкантам страшно прикасаться, боясь действительно там либо облегчить, либо... Но ведь многие люди даже и не знали, они начинали петь, не зная, что это такие стихи, что это Ахматова, да? Простая строчка: "В августе зацвел жасмин, а в сентябре - шиповник".

ЛЕОНТЬЕВ: Да, просто хитовая строчка.

Да. Это же просто строчка-хит. Владимир Евзиров, Анна Ахматова, "Виновник".

(песня)

Вот я хотела спросить по поводу "Фотографа сновидений". Вот эта метафора, соединение фотографа и сновидений, это Ваша идея? Потому что фотография - это мгновенное и сиюминутное, сновидение - это космос, тайна, подсознание?

ЛЕОНТЬЕВ: Я честно хочу Вам сказать, что это словосочетание придумал не я. Оно лежало на полочке у поэта Александра Маркевича, с которым мы работаем Бог знает сколько, еще с 80-х годов. Первая песня, которую мы вместе сделали на музыку Юры Чернавского, это была "Маргарита". Потом мы с Маркевичем записали целый альбом "По дороге в Голливуд", потом альбом "Санта-Барбара". Есть два поэта, с которыми у меня огромное количество песен сделано, это Маркевич на первом месте и Николай Зиновьев, с которым тоже больше 20 песен. И у Саши Маркевича вот этот "фотограф сновидений", присутствовала эта строчка, лежала где-то у него на полке. Сначала хотели сделать такую песню, и он сочинил стихи "Фотограф сновидений", и потом была музыка, и я записал эту песню "Фотограф сновидений", а когда слепилась программа, уже все шоу, оказалось, что этой песне нет места, специально сделанной. Зато осталось название "Фотограф сновидений". Когда я услышал это словосочетание, я понял, что это то, чем нужно покрыть, сделать шапку для всего этого шоу. Вот "Фотограф сновидений". Мне кажется, что это было удачно, и название, и все, что происходило, соответствовало в общем этому словосочетанию.

Еще одна песня из программы "Фотограф сновидений" - "Не бойся вспоминать меня". Владимир Евзиров, Александр Блок.

(песня)

Еще один вопрос, который меня всегда волновал. Вот сейчас молодые актеры, актеры уже со стажем и много лет проработавшие на эстраде, и крепко стоящие на ногах, прежде всего они занимаются не выпуском новых дисков, а выпуском новых клипов. У Вас ситуация прямо противоположная. Последний, по-моему, клип с Вашим участием я видела…

ЛЕОНТЬЕВ: 95 год, "По дороге в Голливуд".

Это 95 год. Вы решили с новым клипом появиться в миллениум или просто в новый век?

ЛЕОНТЬЕВ: Просто я понял, что пауза затянулась несколько.

То есть не хотелось или не было песни?

ЛЕОНТЬЕВ: Не хотелось. Песни были. Не хотелось. Я не люблю сниматься. Люблю действия. А съемки - это процесс совсем противоположный. Это время, когда ты отдаешь свою энергию никому, в воздух.

Себе.

ЛЕОНТЬЕВ: В камеру. Мне не нравится сниматься. Мне больше нравится стоять на сцене и петь, чем стоять в студии и петь. Мне необходим зритель, мне необходимы ответные переживания, которые я тут же получу. Вторая причина клиподелия - скорее, скорее снимать, клипов как можно больше.

Какой-то новый термин - "клиподелие".

ЛЕОНТЬЕВ: Больше всего это необходимо людям, которые начинают свою карьеру. Но пять лет - пауза совершенно неприличная, тем более появился Юра Грымов, с которым мы опять же знакомы с того самого клипа "Маргарита", 87-й или 88 год. И прошло время уже, достаточно большой отрезок времени.

10 лет, если не больше.

ЛЕОНТЬЕВ: 12-13 лет прошло, и Грымов превратился в интересную, значительную, самостоятельную творческую фигуру, в художника с каким-то своим интересным взглядом. И поэтому я обратился к нему. Соответственно, давай твоим представлением мы выйдем в эфир с новой песней.

Насколько я знаю, эта песня "Августин" и идея самого клипа сразу напоминает детское, да, "Ах, мой милый Августин". Почему-то, не знаю, у меня сразу Андерсен…

ЛЕОНТЬЕВ: Августин и есть герой сказок.

Герой сказок. Вы сознательно решили провести своего Августина по времени, то есть это такое путешествие по времени или путешествие по Вашей памяти?

ЛЕОНТЬЕВ: Скорее это путешествие по времени, потому что нехитрое действие нашего клипа, оно начинается в 14 веке и заканчивается переходом в 21 век. Августин такой мистический, таинственный человек, безусловно, несущий какой-то добрый заряд, добрую энергию, идущий по времени, и где бы ни появлялся Августин - вокруг начинаются карнавалы, вокруг начинается какое-то веселье, и человек, который генерирует это хорошее настроение, исчезает, в следующее время уходит. Мне самому любопытно, что будет в 21 веке.

Руслан Муратов, стихи Александра Маркевича, "Августин". Поет Валерий Леонтьев.

(песня)

ЛЕОНТЬЕВ: Может быть, будущее все-таки нарисовано, может быть, оно существует, может быть, оно есть во времени? Было же прошлое, почему же не быть будущему?

Наш 20 век. Действительно, мы живем в тревожное и таинственное время. Ощущение неизвестности, столько архимер, столько тайн еще непознанных. А какой Ваш 20 век?

ЛЕОНТЬЕВ: Вы знаете, у меня другого не было, у меня был только 20-й. Может быть, когда-то в прошлой жизни были другие века.

А мы с Вами будем говорить через несколько лет: "Я родился в 20 веке". Ожидания какие связаны у Вас с 21 веком?

ЛЕОНТЬЕВ: С 21 веком? Мне кажется, что это будет не самое простое время в нашей истории и не самое легкое время в жизни нашего общества, что грядут какие-то огромные перемены. Потому что эти перемены начались в конце 20 века, и было бы наивно рассчитывать, что все установится и станет на свои места в течение там каких-то 10-15 лет. Переустройство общества, такие глобальные переустройства любых каких-то общественных формаций, больших достаточно - они длятся десятилетиями, долгими десятилетиями, если не веками. Я думаю, что это только начало, что в 21 веке у нас будут самые бурные, самые тяжелые, самые счастливые и самые интересные, наверное, десятилетия. А что касается меня лично, мне кажется, что у меня будет все хорошо. У меня есть ощущение талисмана, не как какой-то физической формы, не предмета материального, а мне кажется, я несу в себе талисман, эту некую веру, веру изначально в добрую базу человека как существа. Мне кажется, что люди хорошие. У меня есть такая маленькая надежда на то, что я тоже хороший. И вот это ощущение я в себе храню.

То есть ничто не разочаровало Вас?

ЛЕОНТЬЕВ: Было много разочарований, я о них забыл. Плохое забывается. Помнится хорошее.

Раймонд Паулс, Николай Зиновьев, "Зеленый свет". Валерий Леонтьев.

(песня)

Вы слушаете программу "Звездная гостиная" радиостанции "Маяк". В студии - Оксана Таран и мой гость Валерий Яковлевич Леонтьев. Валерий, еще один мой вопрос, который, думаю, зададут вместе со мной очень многие Ваши поклонники. Для Вас понятия "зритель" и "слушатель" - это противоположные понятия или синонимы? Потому что Вы активно очень работаете, много ездите, Вы говорите, что Вам скучно записывать песни в студии, Вам нужен зритель, даже зрителей в количестве съемочной группы Вам мало? Вам нужен стадион, глаза. Барьер между рампой, актером и зрителем всегда у Вас разрушен, и Вы это делаете сознательно и всегда. Слушатель иной; не все те зрители, которые бывают на Ваших концертах, становятся внимательными слушателями Ваших дисков.

ЛЕОНТЬЕВ: Для меня слушатель - это существо более таинственное и более непознанное, чем зритель. Я вижу зрителей, я их знаю, я знаю, что с ними нужно делать, как осуществить этот симбиоз, когда ты им навязываешь свою эмоцию, получаешь ответную, и вот из этого варится какая-то особенная атмосфера. Почему я люблю концерты? Потому что мне не в состоянии никто ни помочь, ни помешать на сцене. А телевидение, радио, съемки - это совершенно другой процесс. Здесь я зависим от того, как меня видит режиссер, как меня видит оператор, от того, как дали свет, от того, какой сделали звук и так далее, и так далее. Потом все кончается на монтажном столе. Когда из тебя делают некое существо, которое не имеет ничего общего с тем артистом, который выходит на сцену. А слушатель для меня - это существо более таинственное. И поэтому я их побаиваюсь. Я их побаиваюсь и не очень хорошо понимаю. Вот, допустим, сделал я песню - как она у слушателя, пойдет или нет?

Валерий Яковлевич, очень интересно. Многие из музыкантов, может быть, в глубине души надеются на то, что они будут услышаны не только нашим зрителем и слушателем, а пытаются делать проекты на западного зрителя и слушателя. Занимались ли этой проблемой Вы?

ЛЕОНТЬЕВ: Мой слушатель здесь. Но в глубине души каждому, конечно, хочется покорить какую-то другую аудиторию, заявить о себе на другом языке, заявить о себе людям, воспитанным на совершенно иной музыкальной культуре. Это задача очень и очень тяжелая, если ни непосильная вообще. Я все-таки тоже пробую что-то в этом направлении. Я в мае месяце записал в Лос-Анджелесе песню американского композитора Майкла Уайза на английском языке "Не оставляй меня".

Валерий Яковлевич, спасибо огромное Вам за беседу. Я Вас еще раз благодарю за то, что Вы посетили радиостанцию "Маяк" и, может быть, Вы скажете несколько слов нашим слушателям.

ЛЕОНТЬЕВ: Любимые, дорогие слушатели "Маяка", слушайте, пожалуйста, "Маяк". Ничего плохого с Вами от этого не случится, это совершенно точно. Получите заряд энергии, бодрости, хорошего настроения. Я Вам желаю бесконечной любви, чтобы Вы испытывали это чувство сами, прежде всего, а во-вторых, чтобы Вы испытывали чувство любви по отношению к Вам.

И завершит нашу программу, программу "Звездная гостиная", новая песня Валерия Леонтьева, Андрея Косинского и Сергея Романова "Чьи-то глаза".

(песня)


© 2000, радиокомпания "Маяк"
Создание и поддержка сайта - ФЭП, 2000
E-mail: webmaster@radiomayak.ru




Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.