Молот
  1989
  Н.Галуза
  Прислал X-PRESs

ВСЕ О ЛЕОНТЬЕВЕ

ЗВЕЗДА ЛЕОНТЬЕВА восходила на эстраду необычно. После школы Валерий сменил несколько профессий: был почтальоном, электриком, чертежником, разнорабочим на стройке, солистом хора, актером любительской студии. Студен том трех учебных заведений: Воркутинокого горного института, Всероссийской студии эстрадно - циркового искусства, Ленин градского института куль туры, им. Н.К.Крупской. Только в 25 лет он нашел себя, когда вышел на эстраду. Здесь пришлось освоить смежные профессии: модельера и портного, режиссера и композитора, что позволяло объединить концертов художественное целое. И начался самый решительный Спор с традиционными вкусами за право существования своего образа на эстраде.

- Каковы ваши жизненные и профессиональные принципы? Почему вы не жалеете cебя, работаете на износ?

-Мы не попугаи, которые живут по триста лет. Наша жизнь вмещается в коротенький отрезок истории. Боюсь многого не успеть. Хочется петь в самых разных музыкальных направлениях, работать над крупными оперными формами, - сотрудничать с кинематографом.

- У вас бывают черные дни усталости?

- Иногда устаю так, что не могу спать. У меня бывают черные ночи, когда мучаюсь до утра, но так и не удается забыться.

- На сцене вы больше играете или живете? Чего больше, в вac на сцене: искренности или артистизма?

- Думаю, тот, кто утверждает, что живет толь ко на сцене, - кривит душой. Когда приходит вдохновение, это большое счастье. Такой концерт запоминается и самому. В остальное время приходится просто хорошо делать дело, не филонить, а отдавать все свои певческие силы.

- Как вам удается проникать в образ, прочувствовать песню?

- Выбирая песню для своего репертуара, я вижу в строчках созвучие моему ощущению жизни. И тогда она звучит от первого лица. Далеко не все песни могу спеть. Но когда пою, тогда я - ее соавтор.

- Как вы относитесь к тем, кто вас не любит?

- Я не питаю к этим людям ответной нелюбви. Просто мне очень жаль, что они не понимают меня - и в основном по одной причине: отпугивает телевизионный Леонтьев. На экране отсутствует та атмосфера, которая создается в зрительном зале, что порождает отрицательное отношение ко мне. Это одна из возможных причин. Как правило, эти люди, увидев мои выступления, меняют свое отношение. Я счастлив, когда это происходит.

- Считаете ли вы, что вам удалось достичь вершин славы эстрадного певца? Как вы относитесь к тому, что в ближайшем будущем, возможно, придется уйти с эстрады, хотя и в зените славы?

- Откровенно говоря, я об этом не думал. А почему, собственно, я должен уходить куда-то? Я не перестану петь, пока жив, здоров, и намерен достичь новых вершин.

- В чем секрет вашего успеха?

- Успех всегда, переменчив. Бывало непонимание зрителей, критиков. Много лет мне были рады только периферийные сцены. Удачи на международных конкурсах сменялись невниманием , прессы, закрытыми дверьми залов столицы. Но Его Величество Случай не забывал и осчастливить. Я удержался в "эстрадном седле", очевидно, благодаря своему самолюбию в хорошем смысле слова; за счет творческого азарта, жизненной энергии. Беру пример со своей мамы - Екатерины Ивановны. Ей можно позавидовать, настолько она живая, подвижная в свои 82 года. Эстрада всепоглощающая страсть. Единственное, что у меня есть, зритель, музыка, сцена. Буду подлецом по отношению к себе, если не стану работать каждый концерт так хорошо, как позволяет мое физическое состояние. Выходя на сцену, внушаю себе, что сегодня пою последний раз.

- На какие этапы вы бы разделили свое творчество?

- Пожалуй, первый этап - поиски отдельных хороших песен, которые были созвучны моему поколению. Второй - создание эстрадных спектаклей. Третий - опера "Джордано".

- В зрительном зале не более 20 человек. Что вы почувствуете в такой момент? Будете ли петь с полной отдачей?

- Такое приключалось, и не раз. Обидно! Но буду петь!

- Считаете ли вы оперу "Джордано" вершиной творчества? Как вы пришли к опере?

- Я давно чувствовал в себе силы создать на сцене драматическое песенное действо. Первой попыткой был мюзикл "Маугли", четыре года назад. С Лорой Квинт композитором "Джордано", пытались найти такую музыкальную форму, которая бы до конца выразила мою исполнительскую самобытность. Наш совместный поиск увенчался, думаю, удачей. Я пережил на сцене изумительные, драматические, счастливые и неповторимые события. Нужно было перевоплощаться каждую минуту из шута в сатану, из Джордано опять в шута. Сейчас хочется создать что-нибудь веселое, шуточное, музыкальную феерию; совсем противоположное немного мрачному "Джордано".

- Чем вам дорога роль Джордано?

- Образ Джордано мне близок своим несогласием с догмой, какой-то определенной, общественной, политической и моральной установкой. Своим бунтарством. Непосредственностью. Своей злостью. Азартом жизни. Если воспользоваться современной терминологией, это человек перестройки. Он смел бороться за свою идею - гениальное прозрение о множественности обитаемых миров и принял смерть за нее. И сегодня на земле есть люди, которые взбираются на вязанку с хворостом...

- Многие читатели интересуются судьбами отдельных песен. Одна низ них - "Афганский ветер".

- "Афганский ветер" поразила меня строчкой: "Зачем стучишься, похоронка, в казенный дом?" В наше благословенное мирное время в дверь современной квартиры приходит похоронка, хотя само это страшное слово давно исчезло из нашего лексикона. Потрясающе драматическая ситуация. Я работал над песней в 1984 году. Понаехали комиссии, запретили. В 1985 г оду я попал в Афганистан. Бывал в госпиталях. Меня водили и в отделение нейрохирургии, где лежат больные со страшными черепномозговыми травмами, и в реанимацию - к экипажу сбитого душманами вертолета. Ходил по палатам. В моем жанре там не споешь... Просто сидел с ребятами, разговаривал, фотографировался с ними на память. На душе остался тяжелый осадок. И песню поэтому пою очень лично.

- Почему рискуете работать с молодыми композиторами: Игорем Димариным, Сергеем Крыловым, Олегом Тормановым, Игорем Тальковым?

- У них есть такие штрихи, краски, профессиональные приемы, которых нет у метров. Я пытаюсь почувствовать жизнь на их уровне. Может, меньше попадаю в "десятку". Но да же одна удача увеличивает счет в мою и в их пользу.

- Как относитесь к року? Что вы думаете о своих коллегах?

- На мой взгляд, рок богатейшая и достаточно серьезная музыка. Рок со своей энергией, страстностью, жестокостью способен выражать и социальные проблемы, например, активно бороться за мир. Целое поколение, воспитанное на вальсах, мазурках, гармошке, частушках, не может воспринимать рок. Непонимание порождает вражду, негативные оценки: "музыка духовного оскудения". А зря. Как слушатель я взыскателен. Уважаю за бойцовские качества Аллу Пугачеву. Александр Малинин трогает целый пласт в музыке, которая близка мне. Группа "Наутилус Помпилиус" имеет своеобразное ощущение мира. Жанна Агузарова - интересный, запоминающийся исполнитель.

- Расскажите о ваших сценических костюмах.

- Костюмы - часть мироощущения артиста. Первые делал сам. Научился кроить, шить. С трудом находил нужную ткань, придумывал фасон. В результате в 1984 году получил премию за оригинальный костюм. Потом нашел единомышленника - московскую художницу Ирину Ялышеву. Она приверженец театральности, мюзикла в эстрадном костюме. Был период салонный, фрачный, элегантных костюмов. Это было связано с музыкой Паулса, которая требовала соответствующей эстетики одежды. Я тогда пользовался услугами Вячеслава Зайцева. Теперь стараюсь одеваться в готовые вещи.

- Если вам удается отдыхать, то как?

- Отдыхаю редко. Законный отпуск, а я, допустим, на гастролях в Пензе. Но... люблю лето, люблю плавать. Использую любую возможность, чтобы вырваться к морю дикарем. Лучше одному в лодке, с продуктами, с книжкой, допустим, братьев Стругацких или Ефремова, и... за линию буйков. Люблю кинофантастику. Американец Майкл Миллер - мой любимый режиссер, он большой выдумщик. Люблю фильмы с участием Джека Николсона.

- Ваше взаимоотношение с кинематографом?

- У меня незначительный контакт с кино. Жаль, но режиссеры доверяют только эпизодические роли "На чужом празднике", "Не ходите, девки, замуж". Участие в музыкальном фильме "Как стать звездой" не отличалось оригинальностью.

- Расскажите о своих детских фантастических повестях.

- Это было очень давно. В третьем классе написал первую фантастическую историю о планете в оранжевом тумане. Писал о проникновении человека в космос, об испытаниях и приключениях, о контактах с неземными цивилизациями, об отношениях человека и машины. Делал самодельные книжки, у меня даже был свой художник - одноклассница.

- Ваша личная жизнь.

- Была жена - пианистка. Сейчас я не могу сказать, что мое сердце свободно.

- Что бы вы сделали на месте белой вороны из песни в вашем исполнении?

- Я бы постарался оставаться такой вороной всегда. В течение многих лет я слышал от окружающих: подстригись, переоденься, пой, как все, не бегай по сцене. Только благодаря себе сохранился таким, какой есть сейчас.

Живет Валерий в Москве. К поклонникам относится доброжелательно, дорожит их мнениями и оценками, отказывается от песен, если они не вызывают восторга у публики, но не любит фанатов, которые преследуют его, не дают покоя звонками.



Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.