Журнал "РАНОК"
  1986 г.
  Разговор записала А.Матвеева
  Прислала Татьяна Пережогина

Через поиски - ежедневные и трудные

Популярность этого певца у нас возникает из года в год. Его, обладателя "Золотого Орфея-80", знают и почитают не только за талант, исполнительское мастерство, но и за необычайное трудолюбие, постоянный поиск нового, отличного от шаблона.

Немало успешных концертов было у артиста в этом году, среди которых и выступления в переполненном киевском Дворце спорта. И все же, как считает Валерий Леонтьев, незабываемые впечатления остались от участия в 12 Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Этот форум молодости и дружбы всколыхнул душу, взволновал и насладил. А участие в больших гала-концертах и в программе "Международная мастерская популярной музыки" наряду с известными исполнителями многих зарубежных стран стала своеобразным испытанием на гражданскую зрелость и исполнительское мастерство. И это испытание советский певец выдержал с честью.

Среди впечатлений о выступлении Валерия Леонтьева чаще всего можно услышать слово "неповторимость". И правда, стиль, в котором работает певец, все даже называют "леонтьевским". Откуда же начинались его поиски? - именно с таким вопросом мы обратились к Валерию Леонтьеву.

- Моей любимой певице Эдит Пиаф принадлежат слова про то, что певцов много, а вот актеров мало. Думаю, что это утверждение не утратило актуальности и в наше время. Отыскивая собственный стиль, я хочу возразить этой истине.

- И помимо всех способов выразительности Вы отдаете предпочтение именно театрализации песни? А как бы Вы сформулировали своё кредо?

- Кредо в двух словах объяснить трудно. Да я и не собираюсь этого делать. Тем более, что постоянный поиск, переоценка ценностей, не позволяет останавливаться на чем-то одном. Очень люблю фантазию, стараюсь найти то, что органично для меня. Считаю, что встреча с песней всегда должна быть праздником. Блестящим, искристым, чтобы это радовало и не забывалось. Поэтому я придаю большое значение не только музыке, словам, но и освещению, костюму.

- Иногда даже до маскарадности?

- Между прочим, это не такое уж и мое "открытие". Фольклор всегда был и останется не вычерпанным ручьем для творчества. И именно в веселом, давнем мастерстве скоморохов есть что зачерпнуть и интерпретировать по-своему. А разве дарить радость, пробуждать мысли и чувства - не главное призвание творца?

- Ваши новые программы также продолжают "театральную линию"?

- Да. Одну из подготовленных программ про нелегкую и сладкую долю артиста я называю "музыкально-драматический спектакль". Музыка, слово, пластика тесно переплетаются и в программах "продавец цветов" и "Наедине со всеми" - фрагменты последней были недавно показаны киевским зрителям. Думаю, новым этапом моих поисков станет и совместная работа с композитором Владимиром Быстряковым над песенной программой "Капля меда".

- Наверное, в Ваших сегодняшних поисках выразительности могут пригодиться и юношеские увлечение театром и съемки в кино?

- Безусловно. Искусство всегда было для меня магической, привлекательной тайной. Первое знакомство с ним - мамины напевы, которая очень любила украинские народные песни. Но не все в моей жизни складывалось легко и счастливо. Немало профессий мне пришлось "перепробовать" - работал и на строительстве, и на цементном заводе, и на льнопрядильной фабрике, и даже учился в горном институте. Но пел всегда и везде - на профессиональной эстраде. Длительное время выступаю с ворошиловградским ансамблем "Эхо", и, вопреки всем утверждениям "знатоков" не собираюсь менять коллектив, точно так же, как не собираюсь "убегать" из Ворошиловграда в Москву или в Киев.

- Валерий, в свои годы Вы уже немалого достигли - кроме "Золотого Орфея", Вы имеете звание лауреата Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества, лауреата премии Ленинского комсомола, присужденной за активную пропаганду советской песни... Записано несколько дисков, которые пользуются популярностью. И не смотря на это все - продолжаете учиться в Ленинградском институте культуры.

- Народная мудрость утверждает - "век живи, век учись". Это только на первый взгляд кажется, что уже достигнуты наивысшие вершины искусства. Мне же мой творческий путь кажется очень мизерным. Мечтаю про такую программу, которая не оставила бы равнодушным никого, которая несла бы большой эмоциональный заряд, всколыхнула бы мысли и чувства. А для этого надо еще искать и искать, пробовать и пробовать. Обучение в институте даёт мне много, расширяет собственное мнение о возможностях жанра.

- Рассказывая про свои концерты, Вы постоянно употребляете слово "спектакль". Думаю, во время одного из последних выступлений в Киеве пришлось услышать в зале: "какой рассказ может передать все это! Нет, Леонтьева надо видеть."

- Приятно слышать такие слова - значит работаю не зря. Хотя хорошо знаю и другие оценки - "сильно много двигается, жестикулирует". Мне всегда хочется быть самим собой, полнее передать суть музыкального творения, его глубину. А эксперимент не всеми принимается однозначно. Но, думаю, лучше вызвать разные суждения, чем постоянная нудность.

- Судя по редакционной почте, песнями Валерия Леонтьева особенно увлекается молодежь.

- Думаю, не только моими песнями. Молодежь всегда чутко относится к веяниям времени, внимательно следит за тем, что делается на эстраде, старается следить за новичками. Я особенно люблю молодого слушателя, мне хочется говорить с ним про острые проблемы современности, опираясь на помощь музыки и песни лучше понимать и чувствовать свет. И не вижу ничего плохого в увлечении юных дискотеками. Я думаю, это лучше, чем надоевшие всем невыразительные "танцплощадки" - в дискотеке есть хоть какая-то часть познавательного, информационного. Естественно, при условии, что это дискотека высокого уровня.

- А как Вы относитесь к выступлениям по телевидению?

- Значение этого многомиллионного "зала" трудно переоценить. Зрительская аудитория в отличие от телевизионной постоянно расширяется, поэтому есть возможность говорить с большим количеством людей. Но, благодаря телевидение за популяризацию работы артиста, мне хотелось бы огласить и одно недоразумение такой популяризации. Как правило, очень долго "эксплуатируются" одни и те же записи, что не может не надоесть зрителям. Особенно мне повторы "Дельтаплана" или "Зеленого света" уже набили оскомину.

- Валерий, к нам в редакцию часто обращаются молодые читатели с просьбой рассказать, как стать "звездой эстрады".

- Мой первый совет - не спешить делать что-то необдуманное. Служение искусству - это совсем не манящий яркий "блеск", не фейерверк славы и популярности. Кроме постоянной ежедневной работы - это часто и разные неудобства собственной жизни. Так вот, прежде чем мечтать о сцене, по-моему, надо хорошо утвердиться в том, что петь, жить искусством - внутренняя потребность, а не прихоть молодости. Потому что разочарования бывают настолько жестокими.

- Это пожелания тем, кто мечтает об эстраде. А что бы Вы, в конце разговора пожелали бы всем читателям нашего журнала?

Валерий минутку подумал и написал этот автограф:

ЧИТАТЕЛЯМ ЖУРНАЛА "РАНОК" ЖЕЛАЮ ОТ ВСЕЙ ДУШИ СЧАСТЛИВЫХ И ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПОИСКОВ!

В. ЛЕОНТЬЕВ



Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.