Смена
  №62 (22244) от 13 марта 1999 года
  Михаил Антонов

Валерий Леонтьев купается в классической поэзии


СЕГОДНЯ и завтра в "Октябрьском" Валерий Яковлевич завершает свою питерскую премьерную серию шоу "Фотограф сновидений". Представлению сопутствуют аншлаги, зрители не отпускают любимого артиста по 10 -15 минут после каждого представления, Валера каждый вечер тонет в букетах цветов... Многие поспешили назвать эту программу юбилейной, учитывая то, что 19 марта Леонтьеву исполнится 50. Однако сам певец с этим не согласен:

    В представлении многих юбилейный концерт выглядит так: на сцене висит сколоченная из досок цифра 50, вокруг нее венки, трясущегося юбиляра выводят под руки и сажают в мягкое кресло, потом коллеги начинают выносить цветы, петь песни в честь юбиляра, и он потихоньку засыпает. Но я выбросил из "Фотографа" даже попурри из старых хитов, потому что хочу быть в завтрашнем дне, а не в позавчерашнем...
  • В "Фотографе" вы нарушили сразу несколько правил шоу-бизнеса...
  • Я прекрасно понимаю, о чем идет речь. Знаю, что совершаю глупость (улыбается), выходя с двадцатью абсолютно новыми песнями (всего в программе - 28 номеров. -Прим. авт.). Публика, возможно, не готова к такому потоку новой информации, люди ждут проверенных хитов, однако целостность программы диктует иные условия игры.
  • В "Фотографе" вы исполняете блок песен на стихи поэтов-классиков. Сложно было адаптировать строки, написанные уже почти сто лет назад, к новым ритмам, к нынешней ситуации?
  • Напротив, стихи, как оказалось, прекрасно ложатся на современную эстрадную музыку, ну а по тематике - так просто совпадение. Вот стихотворение Ивана Бунина, написанное в 1909 году: "Девочка дурмана наелась, тошнит, головка разболелась, пылают щечки, клонит в сон, а сердцу сладко, сладко, все непонятно, все загадка, какой-то звон со всех сторон". Стихи замечательно легли на музыку и, главное, оказались актуальными: только тогда это называлось "дурман", а нынче - "крэк".
  • Песни на стихи классических поэтов принадлежат перу московского автора Владимира Евзерова, практически неизвестного широкой публике, несмотря на то, что композитору - за сорок. О программе "Фотограф сновидений" мы с вами говорили еще полтора года назад, и тогда, по-моему, о Евзерове ничего не было слышно...
  • Когда-то, в 90-м году, я записал его песню "Зачем ты мне приснилася, красавица далекая" на стихи Есенина, но тогда мы с автором не познакомились. Результат мне не понравился, и песня никуда не пошла.
     И вот прошлой осенью Володя неожиданно возник на моем горизонте. Принес несколько песен, мне понравилось, что, видимо, его вдохновило - песни пошли, как говорится, косяком, а последние появились вообще в феврале. Я ощутил, что очень уютно себя чувствую в этой музыке, а главное - в этой поэзии. У Володи замечательное качество: нет двух похожих песен.
  • Так сколько все-таки вы работали над программой - полтора года?
  • Какое там! Сделали все за сорок дней. Мы много о ней разговаривали: вот хотелось бы того-этого! А в итоге меня увлекла идея поработать с высококлассной поэзией. Я себя чувствую так хорошо со стихотворением, где не нужно придумывать мизансцену, когда глаза, руки, ноги сами знают, что делать, потому что состояние, которое создают большие мастера, незримо присутствует. Ничего не надо додумывать, изобретать - ты или можешь его прочесть и передать, или не можешь.
  • Считается, что если взять хорошую поэзию, прибавить к ней яркую мелодию, да еще насыщенную аранжировку, то получится некий "бигмак", когда в песне переизбыток информации...
  • Меня пугали, стращали этим, но в выбранных нами стихах отсутствует такое понятие, как сложная стилистическая фигура. Помню, в 80-х с Витей Резниковым мы делали "Сонет Шекспира": "Как сохранить дыханье розы алой". Так пока кончится предложение, слушатель забывал, с чего оно начиналось. У Шекспира сложное построение фразы, а разве может отпугнуть зрителей стихотворение Марины Цветаевой: "Вот опять окно, где опять не спят, может, пьют вино или так сидят..."
  • Причем эта песня идеально подошла для начала программы, где ваш герой "фотографирует сны"... Считаете ли вы сны продолжением нас самих?
  • Конечно, прежде всего они говорят о наших собственных проблемах, нереализованных желаниях, мечтах, возможностях, бедах, счастливых минутах. бывает, я испытываю невероятно яркие ощущения в снах, такие, что и пробуждаться не хочется, а случаются сны, которые тут же хочется забыть. Я ехал в поезде из Москвы в Петербург на премьеру программы "По дороге в Голливуд". В вагоне было сильно натоплено, и приснилось, что поезд идет то ли по саванне, то ли по прериям. В этой экзотической местности я видел стада потрясающих, прекрасных животных, что паслись вольно. И я не нашел ничего лучше, как вылететь из окна. Полетал над прериями, погладил, потрогал тигров, покувыркался в воздухе с птицами, догнал поезд, влетел в окно и довольный сел на свою полку.
  • У вас бывали вещие сны?
  • Что-то не припомню.
  • Существует такая теория, что люди всю свою жизнь проживают во сне - любят, женятся, разводятся...
  • Вполне возможно.
  • Филипп Киркоров поразил всех масштабами своих шоу "Лучшее, любимое, и только для вас", "Ой, мама, шика дам", Алла Пугачева удивила философской программой "Избранное", Лайма Вайкуле привлекла танцевальным спектаклем "Лайма в стиле танго", а ваш "Фотограф" удивил необыкновенной лиричностью... После первой части я поинтересовался у режиссера Алексея Гарнизова: "Ну уж во втором отделении-то будут танцы?". Однако лирическое настроение в эти вечера Леонтьева, за редким исключением, не покидало...
  • Честно говоря, я не задавался целью сделать именно лирическую программу. Мне хотелось, чтобы меня услышали. В "Голливуде" (В.Л. имеет в виду свое предыдущее шоу - "По дороге в Голливуд". - Прим. авт.) у нас была другая задача: сделать звук помоднее, как сейчас говорят, "поколбасить". Там не было примет какой-то национальной музыки, национальной поэзии. Это был интерстиль, вызванный тем, что основной автор "Голливуда" Юра Чернавский в своих "Беверли-Хиллз" забыл, что такое Россия. А в "Фотографе" мне захотелось быть услышанным, чтобы мое слово зрители ловили, чтобы, если хотите, смотрели в рот. Да, она получилась лирической. В таком качающемся, плавающем, полумистическом, полусонном настроении. Но это вышло скорее само по себе, а не благодаря чьей-то диктаторской воле.
  • В "Фотографе" бросилось в глаза минимальное присутствие всяческих режиссерских наворотов, находок, такое ощущение, что песни "текут", как реченька, плавно и спокойно...
  • Самая большая трудность была в том, чтобы их правильно расставить. Только после пятого концерта я почувствовал, что песни "легли на полку" в правильном порядке. Казалось бы, какая разница: эта песня сейчас или иная, все равно в итоге все двадцать восемь прозвучат. Но в этом свои хитрости, своя психология: какая песня из какой вытекает, является продолжением предыдущей. Так создается правильное настроение, ощущение легкости. Это на бумаге не определишь. Я начал обкатку "Фотографа" в Южно-Сахалинске, довез до Новосибирска, и только в Питере, уже с декорациями, с лазер-шоу, все потихоньку встало на свои места. В это время режиссер Леша Гарнизов занимался монтировкой видеоряда, лазерными программами. Ведь существует большая опасность: не переборщить! Публика призвана вслушиваться в хорошие стихи, и в этот момент не нужны полоскающие по глазам лазеры или навязчивый документальный видеоряд на экранах. Вообще у нас очень "продвинутая" команда по технической части. Можно смело сказать, что это взгляд в XXI век, потому что одной-единственной кнопкой управляются все процессы - звук, свет, видеография, лазерное шоу. Мы не зависим теперь от какого-нибудь осветителя, который нетрезв или глуховат, у нас все рассчитано до долей секунды, все эффекты завязаны в синхрон с музыкой.
  • Можно ли в таком случае назвать Леонтьева, учитывая ваше образование, сорежиссером "Фотографа"?
  • Я не буду сопротивляться, но и не стремлюсь попасть в этом качестве на афишу.
  • Но Пугачева - режиссер своего спектакля, Киркоров - режиссер... Надо, чтобы и здесь справедливость восторжествовала!
  • Я справедливости ради в финале говорю: "Генеральный и единственный спонсор!" - про себя. Я сделал все на свои деньги, которые честно заработал на гастролях. Никто не помог ни копейкой. Понимаю: время тяжелое, мы сделали две попытки обратиться в какие-то фирмы, организации, но к третьей попытке я уже не прибегнул. Я вообще не ходок по кабинетам. Есть артисты знающие, как правильно открыть дверь, что сказать, а я совсем не умею. Мне не сказали "нет" - просто интеллигентно свинтили.
  • Сюрпризом стало возобновление ваших творческих контактов с Раймондом Паулсом...
  • Мы не работали вместе с 86-го года. И вдруг звонят из Риги и говорят: "Встретьте поездом кассету от Раймонда!" Мы встретили, я послушал песню "Ночь темна" на стихи рижского поэта Владимира Дозорцева, а потом перезвонил Раймонду и сказал, что песня очень хорошая. Кроме того, музыку написали Игорь Крутой (только что вышел наш совместный альбом, который мы делали неспешно, продлевая удовольствие, - "Канатный плясун"), Юрий Чернавский, Алексей Гарнизов, Руслан Горобец, Евгений Кобылянский, Руслан Муратов.
  • В вашей команде всегда находится кто-то из петербуржцев. А нынче как?
  • Мой новый балет "Опасные связи" составлен из восьми питерских танцовщиков, объединенных хореографом Геннадием Тиньковым. Я рад, что наше долголетнее сотрудничество с балетом "Тодес" обогатило творчество их и мое, помогло коллективу Аллы Духовой стать самостоятельным гастрольным именем. Мои новые ребята не стали копировать "Тодес" - у них совершенно иная эстетика. Пою песню "Бездомная любовь" - музыка Руслана Горобца на стихи петербуржца Николая Денисова. Все костюмы для "Фотографа" сделаны модельером Татьяной Кудрявцевой - она тоже из вашего города, хотя нынче по контракту работает в Нью-Йорке.
  • Питерцы уже избалованы тем, что несколько раз вы отмечали свой день рождения в нашем городе и немного обижены, что нынче будете праздновать юбилей в Москве...
  • Ну надо же хотя бы один раз отметить день рождения в Москве! Но обещаю, что про Питер не забуду. Осенью привезу "исправленное и доработанное издание" "Фотографа" в "Октябрьский". Будут новые песни, будут новые эффекты. Например, очень хочу, чтобы в нужный момент у меня из рук вылетала лазерная птичка, но пока просто времени не хватило сделать этот эффект.
  • В Москве, говорят, намечается грандиозное гулянье по поводу вашего юбилея...
  • Первый раз об этом слышу. Соберемся с друзьями, как всегда, в "России", накроем столы, посидим. Но это случится только 21-го числа - по окончании московской серии, А 19-го у меня концерт и съемка программы для ОРТ (предположительно эфир 27 марта), 20-го - досъемки и вечерний концерт. И вообще что тут отмечать особенного? Пятьдесят лет - не самое большое достижение в жизни человека.


Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.