Советская культура
   29 августа 1980 г.
  Давид Тухманов
  

ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ - яркая индивидуальность на эстраде.


       Так уж сложилось, что появление нового певца на нашей эстраде, на радио, телевидении связывает с именем того или иного композитора. Вспомните, известность пришла к Магомаеву с песнями Арно Бабаджаняна, к Марку Бернесу - с песнями Никиты Богословского, Майя Кристалинская была первой исполнительницей многих произведений Аркадия Островского, лучшая творческая пора Эдиты Пьехи приходится на период творческого содружества с Оскаром Фельцманом. В последнее время с исполнением моих песен выступает молодой певец из Горького Валерий Леонтьев. Я работал со многими ныне известными артистами - с Софией Ротару и Иосифом Кобзоном, Муслимом Магомаевым и Львом Лещенко - и всегда это были незабываемые встречи, трогательные минуты совместного творчества. Большую радость приносит и "открытие" новых молодых, неизвестных имен.
       И вот рядом новое имя - Валерий Леонтьев - певец интересный, самобытный, сложный, вызывающий порой споры, но главное - яркая индивидуальность. А разве это не самое важное на эстраде?
       Пока Валерием сделано не столь уж много. Но не будем забывать, что артист лишь в начале пути, что ему еще предстоят встречи с композиторами самых разных направлений. Я желал бы ему разнообразного репертуара, ибо диапазон его возможностей практически не ограничен.
       Помню его первое появление в моем доме в ноябре прошлого года. Тогда он только- только получил звание лауреата на конкурсе стран социалистического содружества в Ялте, где наряду с другими песнями Валерий включил и мою "Памяти гитариста" на стихи Роберта Рождественского. Это сложная баллада, за исполнение которой не брался ранее ни один певец. И все, кто присутствовал на конкурсе, кто слышал Леонтьева, в один голос охарактеризовали его как явление значительное на нашей сцене, просили послушать его, помочь с репертуаром. Встреча состоялась. В первые часы нашего знакомства у меня не сложилось о нем правильного и законченного впечатления: я не увидел в нем певца универсального, сочетающего вокального, актерские и пластические возможности, которые впоследствии так ярко раскрылось на сцене. Я не увидел в нем личности энергичной, упорной, настойчивой, работоспособной, не почувствовал тогда его одухотворенности, чуткости, что проявилось впоследствии в совместной работе. Но я заметил главное - его музыкальность, оценил его хорошие певческие данные, техничность, свободное владение современными исполнительскими приемами. В последствии я узнал, что Валерий возлагал большие надежды на нашу встречу, и целью его приезда было, во что бы то ни стало заинтересовать меня своим творчеством, заставить поверить в его возможности. И я решил попробовать, поручить ему первое исполнение нескольких песен.
       Началась работа. Он выкраивал свободное время от концертов часы и прилетал на репетиции и записи из Ленинграда, Караганды, Уфы, Таллина, Свердловска, полный желания сделать как можно больше, а уезжал очень усталый от непривычной вокальной нагрузки, от напряжения во время студийных записей. Около двух месяцев мы готовили его выступление на фестивале эстрадной песни "Золотой Орфей" в Болгарии. Когда он сообщил, что хочет повезти туда мой "Танцевальный час на солнце", я поначалу был против. Никогда прежде в своей практике я не возвращался к произведениям, созданным мной ранее, не пытался их переделывать, по-новому оркестровывать. Но когда я почувствовал, что артист решил это твердо и окончательно, пришлось сесть за партитуру: хотелось, что бы десятилетней давности композиция прозвучала так, будто оно сочинена сегодня. Я внес заметные изменения в мелодию, ритм, аранжировку и настолько увлекся этим делом, что в процессе работы мне самому стало казаться, что эта композиция написана прямо сейчас.
       Певец стал "обкатывать" "Танцевальный час " в концертах. И вот тут случилось то,чего мы с ним меньше всего ожидали. Песня "не проходила" на публике - она оставалась к ней равнодушной, не приняла ее. Леонтьев был в панике, и его волнение естественно, передалось мне.
       За десять дней он стал думать о замене песни, другой моей или другого композитора. Я еще и еще проверил партитуру "Танцевального часа на солнце" и, убедившись в том, что все сделано в ней правильно и точно, наотрез отказался выполнить его просьбу. И в результате большой успех у публики, звание лауреата "Золотого Орфея".
       А ведь не простым был путь Валерия к этой победе. В семнадцать лет, после окончания школы, он работал разнорабочим на стройке в Анапе, позднее рабочим на кирпичном заводе, почтальоном, учеником в цехе мокрого прядения льнопрядильной фабрики города Юрьевца. Здесь, на фабрике, он впервые стал заниматься в художественной самодеятельности. В 17 лет был солистом хора ветеранов труда. А потом - учеба на вечернем отделении горного института в Воркуте и работа в "Печорпроекте" чертежником. В эти годы Валерий умудрился сочетать учебу в институте, работу и занятия в народном ансамбле песни и танца Дворца культуры шахтеров.
       С какой любовью Валерий рассказывал мне о своих наставниках тех лет: руководителе по вокалу Анне Николаевне Бузовской, художественном руководителе Дворца культуры Галине Николаевне Гробовской, о режиссере народного драматического театра Михаиле Васильевиче Ладаюне, который пригласил Валерия на главную роль "Малыша" в пьесе Андрея Макаенко "Затюканный апостол", с которой Валерий успешно справился. Эти люди верили в него, отдавали ему свои знания, делились профессионализмом. И когда Сыктывкарская филармония Коми АССР объявила конкурс самодеятельной молодежи, эти замечательные, трогательные люди единодушно выбрали его представителем на этот конкурс от шахтерской самодеятельности. Со сломанной, после неудачного прыжка в спектакле "Затюканный апостол" ногой, в гипсе, Валерий выступил на этом состязании и стал лауреатом. Как и всем получившим лауреатство, ему предоставили возможность поехать учиться в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую артистов эстрады.
       Наступил ответственный момент его жизни: нужно было решать, как быть дальше, и Валерий делает решительный шаг - он становиться профессиональным певцом.
       Сегодня Валерий Леонтьев - солист Горьковской областной филармонии. За спиной уже довольно длительный период работы на сцене, выступления на самых разных площадках страны, годы становления, приобретения творческого опыта, годы удач и неудач.
       Эти будничные дни повседневной работы, как ему казалось, без заметного движения вперед, не ослабили его веры в успех, не превратили его в ремесленника. Его увлеченность и настойчивость помогали ему не удовлетворяться достигнутым, а всегда стремиться к уровню, который выше сегодняшнего.



Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.