май 2003 года
  Татьяна Юрьева

ШЕСТАЯ ЖИЗНЬ НА БИС!

27 мая в самый день основания Града Петрова Валерий Леонтьев подарит петербуржцам и гостям города на бис свою "Шестую жизнь". И она, как и любой его "концерт в день рождения" не обойдётся без сюрпризов...

Стоит ли напоминать, что для Леонтьева Петербург - город особый. С ним связано много творческих и личных страниц биографии артиста. Здесь он постигал тайны режиссерской кухни на кафедре массовых праздников, "кулька" или "крупы". Как тогда именовали нынешнюю Академию культуры, а его мастером был Олег Орлов, кстати, главный режиссер, церемонии празднования 300-летия. А БКЗ "Октябрьский" многие годы оставался для артиста единственным залом столичного статуса, где он давал сольные концерты.
- С Эммой Васильевной Лавринович, нынешним директором БКЗ я познакомился в Сочи в 1981 году и она решила, что стоит привязать меня к этому залу, что ей, как видите, удалось, - улыбается Леонтьев. ]
И он, действительно, многие годы остаётся верным именно этой сцене. Тогда в начале 80-х вместе с режиссёром Олегом Аверьяновым ставили невероятные по тем временам программы с декорациями, балетом, общей сценической драматургией, со своей особой философией, наконец.
- Тогда еще никто не знал, что такое супершоу, даже понятия такого не было, - вспоминает Аверьянов, а у нас появилось то, что можно назвать предтечей этих самых постановок , без которых ныне не обходится ни один звездный концерт.
О своих первых впечатлениях о Ленинграде, воспоминаниях тех далёких дней VL говорит без сентиментальной грусти и пафоса:
- "Галеру" в "Гостинке" помню, я там джинсы покупал фирменные, а еще знаменитую "Рюмочную" на Васильевском, сейчас её уже не существует, где собиралась "тусовка"...
А мог бы про театры, музеи, и о том, как лишний билетик в тот же "Октябрьский" стрелял. Сам же когда-то рассказывал. Только про это сейчас все говорят, а он всегда -"белая ворона".
- Выступали мы тогда на летней эстраде в каком-то парке и пел я песню из репертуара Лили Ивановой: "Здравствуй невский. Здравствуй Кировский, здравствуй милая Нева..." и хоте бы её реанимировать в честь 300-летия, если удастся найти.
Разыскали только концертную фонограмму, студийной, к сожалению, не существует. И получится ли восстановить это эпохальное произведения, авторов которого нам тоже не удалось установить, мы узнаем только 27 мая.
Что же касается самой программы "Шестая жизнь" о которой вышли нелицеприятные отзывы в киевской прессе, написанные цветисто-витевато и крайне сумбурно, тот случай, кода слово напрочь топит мысль, в водовороте окололитературных изысков, несмотря на это (или благодаря?) в Питере шоу прошло на ура!
Можно попытаться разделить концерт на шесть периодов, как делит на 6 этапов свою собственную судьбу сам Артист (детство на Севере, отрочество на Волге, первый трудовой опыт и участие в художественной самодеятельности, затем учёба во Всероссийской творческой мастерской и работа в статусе профессионального артиста, дальше победа на всесоюзном конкурсе и пришедшая вслед за ней популярность. Потом годы перестройки, поездки за границу в т.ч. в Индию и, наконец, сегодня период, который я бы назвала временем звездной мудрости или мудрой звездности, а может и вовсе, как у Аврелия Августина "восхождение просветленной личности к Богу).
Но всё это не стоит понимать буквально, а уж подвергать "временному анализу" самою "Шестую жизнь" занятие и вовсе бесполезное.
Она - жизнь получилась очень доброй и светлой. И кажется, совершенно не важно, что вылетел артист из-за кулис точно также, как в своём предыущем шоу, как и улетев в финале через мгновение вернулся навстречу овациям и цветам. (За это ему почему-то особенно досталось от киевского критика!) А важно абсолютно другое: старая песня о главном, "Весна на Заречсной улице", открывшая программу была заряжена какой-то совершенно невероятной энергетикой, и дело здесь не столько в современной аранжировке и форме подачи, сколько в желании артиста опять себя не жалеть и опять подарить зрителю своё мироощущение, чувство добра и света! И, как бы слезливо-пафосно это не звучало, сие есть чистая правда! Дальше "Шестая жизнь", совсем не легкомысленная, как показалось кому-то не первый взгляд и в меру мудрая для эстрадного спектакля.
Что делать, если помнятся до боли
Мои пять жизней - пять далёких снов,
И пять дорог, где воля и неволя,
Добро и зло, любовь и нелюбовь.
А дальше уже знакомый "Настройщик" с врезающимся чеховским мотивом о потерянном ключе от дорогого рояля, еще одно подтверждение тому, что классика вечна! "Пурпурную розу Каира" (потрясающе красивый яркий номер!) сменяет бесконечная "Лента кино", очень хорошего кино, лишь внешне иллюзорного, а где-то в глубине так похожего на настоящую жизнь! Жизнерадостный, словно весенний ветерок "Ураган Сюзанна" и вечный "Виновник", купивший индульгенцию у всех своих поклонниц, как минимум, лет на 100 вперёд! Этот уже "золотой" хит сменяет грустная баллада "Друзей теряют" о бренности и быстротечности всего земного, что имеем не храним... Она логично перетекает во "французский" блок печальная "Мишель" и "Вечная любовь" к "Shary". Тоже красивый номер с оригинальной драматургией, что-то от голливудского боевика, что-то от французской мелодармы . И как завершение "Птица в клетке", песня-исповедь, к которой артист возвращается время от времени, как правило, когда открывает для себя нечто сокровенно-важное. И дальше через балетный перехлёст на мотив нестареющего "Дельтаплана" мелодии из будущего альбома Ю.Чернавского - "Миллионы ангелов" и "Черно-белая любовь" с поющим от любви сердцем, которому "Так хорошо с тобой" и снова вечный хит "Каждый хочет любить", бархатное, ароматное "Яблочное лето", мудрая повесть "Кленовый лист"- всё как в жизни, то боготворишь, то злишься и так по кругу, пока не найдешь нехитрую истину о том, что причины всех бед, как и радостей заключены в нас самих. И это же подтверждает легко ступающий сквозь века таинственный Августин.
- Я здесь! - озорно восклицает он со сцены. И куда тише добавляет, - а может и нет... И всё равно "Ты меня не забывай, я вернусь, я знаю точно!.." Такая вот "Шестая жизнь"! Минимум декораций, только лестница и свет, запоминающиеся балетные номера, палитра костюмов от лазурно-белого в начале до одеяния терминатора, сквозь всю "жизнь" черное, черно-белое, красное, вновь черно-белое и бело-красное в финальной "Сцене" многослойный костюм Арлекина, как важная часть драматургии, говорящая о неоднозначности всего происходящего. А вот иероглифы на брюках, увы, ничего не означают.
- Это всего лишь стилизация, - объяснил артист. Хотя кто его знает. Он и о своём виртуозном владении тай-цзи ничего толком не говорит. Сказал лишь, что все эти стойки, позы отпечаталась где-то в подсознании, наверное, из прошлой жизни...
Хотя это мягкое боевое искусство принадлежит к разряду самых таинственных и сложных, как сам Путь Дао, а владение им требует чистоты души, силы ума и постоянных тренировок тела. Впрочем. даже поклонники, которые много лет пытаются познать секрет своей любви к звезде по Имени Валерий Леонтьев, считают его самой загадочной личностью и человеком, которого Бог наделил особым даром очищать и исцелять наши души...

Китаянки, негритянки, азиатки - проститутки высшего пилотажа.